Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Головой о стену

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Неизвестное советское искусство в Новом Манеже

Фёдор Богородский. «Да здравствует строй СССР», 1931На этой выставке можно испытать целый ворох самых разнообразных эмоций и даже «бурю ощущений», за исключением, наверное, одного-единственного, но для ретроспективных экспозиций, казалось бы, первостепенного – чувства наслаждения от созерцания искусства. Работы, которых здесь две с половиной сотни, царапают глаз, раздражают, а порой даже оглоушивают, заставляют всматриваться в себя, размышлять, делать какие-то выводы – одним словом, побуждают к чему угодно, только не к радостно-умиротворённому удовольствию.

Проект, в устроителях которого числится целый ряд солидных структур, включая правительство Москвы и Академию художеств, в прессе уже успели наречь «самой провокативной выставкой сезона». И добро бы там были представлены лихие инсталляторы либо какие иные «актуальщики» – нет, рамки времени создания произведений чётко ограничены одним, причём вроде бы уже достаточно сильно подёрнутого для нас патиной времени десятилетия: 1926–1936. Что уж такого «провокативного» можно было изыскать в этом периоде истории отечественной живописи, мгновенно отзывающемся в сознании такими классическими холстами, как «Тачанка» или «Оборона Петрограда», «Смерть комиссара» или «Новая Москва» (последняя, правда, датирована уже 1937-м, но суть дела от этого не меняется). 

Оказывается, можно, да ещё как! И дело тут даже не в возвращении из забвения целого ряда художников второго, третьего и так далее рядов, не в том, что подавляющее большинство работ извлечены на свет из запасников, из частных колекций, а весьма значительная их часть, предоставленная Музейно-выставочным центром РОСИЗО, не показывалась у нас в стране ни разу начиная с 1939 года. Главное заключено в том, что называется концептуальным подходом. Или кураторской идеей. 

Куратор выставки, относительно новоявленный член-корреспондент РАХ и один из самых известных наших «модных» искусствоведов (не в смысле области интересов, а с точки зрения позиционирования в социуме), Екатерина Дёготь дала экспозиции куда как интригующие заголовок с подзаголовком – «Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным» и обстоятельно объяснила, что находилось в центре её внимания. «Политически левое, антибуржуазное советское искусство, «советский модернизм» <...> короткого периода между авангардом и сталинским реализмом» – толковые, умные сопроводительные тексты, поясняющие, разъясняющие, вводящие в контекст, служат полноправным элементом экспозиционной структуры (в лучших традициях современного подхода к выставочному делу), более того, одной из основных её несущих конструкций. 

Подобный подход всецело себя оправдывает. Во-первых, мы знакомимся с собранием увлекательнейших самим по себе «обыкновенных биографий в необыкновенное время». А во-вторых, даже для посетителя, абсолютно не разделяющего кураторского взгляда и принципов подхода, практически исключена возможность остаться равнодушным. «Политически левое» 80–70-летней давности сохраняет при такой «подаче» всю свою боевитость, а дискуссионность, служившая одной из основных отличительных черт бытования искусства как такового в те годы, получает продолжение в буре взаимоисключающих записей в выставочной «Книге отзывов». Кто-то пишет – восклицает: «Слава богу, что весь этот маразм закончился», кто-то на соседней странице возносит здравицы великой эпохе и лично товарищу Сталину. Кого-то совершенно выводит из себя само упоминание фамилии Троцкого, который – по мнению пишущего – приди он к власти, погрузил бы страну в «либеральное болото» намного раньше и в куда более безысходной степени. А кого-то, напротив, удивляет отсутствие на стенах портрета председателя Реввоенсовета, поскольку изображение Генерального секретаря повторяется здесь в различных видах не единожды. 

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что со своей задачей советские мастера кисти в целом справились весьма успешно.

Александр А. ВИСЛОВ

Выставка в Новом Манеже завершит свою работу 4 июля.

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS