Неизвестное советское искусство в Новом Манеже
На этой выставке можно испытать целый ворох самых разнообразных эмоций и даже «бурю ощущений», за исключением, наверное, одного-единственного, но для ретроспективных экспозиций, казалось бы, первостепенного – чувства наслаждения от созерцания искусства. Работы, которых здесь две с половиной сотни, царапают глаз, раздражают, а порой даже оглоушивают, заставляют всматриваться в себя, размышлять, делать какие-то выводы – одним словом, побуждают к чему угодно, только не к радостно-умиротворённому удовольствию.
Проект, в устроителях которого числится целый ряд солидных структур, включая правительство Москвы и Академию художеств, в прессе уже успели наречь «самой провокативной выставкой сезона». И добро бы там были представлены лихие инсталляторы либо какие иные «актуальщики» – нет, рамки времени создания произведений чётко ограничены одним, причём вроде бы уже достаточно сильно подёрнутого для нас патиной времени десятилетия: 1926–1936. Что уж такого «провокативного» можно было изыскать в этом периоде истории отечественной живописи, мгновенно отзывающемся в сознании такими классическими холстами, как «Тачанка» или «Оборона Петрограда», «Смерть комиссара» или «Новая Москва» (последняя, правда, датирована уже 1937-м, но суть дела от этого не меняется).
Оказывается, можно, да ещё как! И дело тут даже не в возвращении из забвения целого ряда художников второго, третьего и так далее рядов, не в том, что подавляющее большинство работ извлечены на свет из запасников, из частных колекций, а весьма значительная их часть, предоставленная Музейно-выставочным центром РОСИЗО, не показывалась у нас в стране ни разу начиная с 1939 года. Главное заключено в том, что называется концептуальным подходом. Или кураторской идеей.
Куратор выставки, относительно новоявленный член-корреспондент РАХ и один из самых известных наших «модных» искусствоведов (не в смысле области интересов, а с точки зрения позиционирования в социуме), Екатерина Дёготь дала экспозиции куда как интригующие заголовок с подзаголовком – «Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным» и обстоятельно объяснила, что находилось в центре её внимания. «Политически левое, антибуржуазное советское искусство, «советский модернизм» <...> короткого периода между авангардом и сталинским реализмом» – толковые, умные сопроводительные тексты, поясняющие, разъясняющие, вводящие в контекст, служат полноправным элементом экспозиционной структуры (в лучших традициях современного подхода к выставочному делу), более того, одной из основных её несущих конструкций.
Подобный подход всецело себя оправдывает. Во-первых, мы знакомимся с собранием увлекательнейших самим по себе «обыкновенных биографий в необыкновенное время». А во-вторых, даже для посетителя, абсолютно не разделяющего кураторского взгляда и принципов подхода, практически исключена возможность остаться равнодушным. «Политически левое» 80–70-летней давности сохраняет при такой «подаче» всю свою боевитость, а дискуссионность, служившая одной из основных отличительных черт бытования искусства как такового в те годы, получает продолжение в буре взаимоисключающих записей в выставочной «Книге отзывов». Кто-то пишет – восклицает: «Слава богу, что весь этот маразм закончился», кто-то на соседней странице возносит здравицы великой эпохе и лично товарищу Сталину. Кого-то совершенно выводит из себя само упоминание фамилии Троцкого, который – по мнению пишущего – приди он к власти, погрузил бы страну в «либеральное болото» намного раньше и в куда более безысходной степени. А кого-то, напротив, удивляет отсутствие на стенах портрета председателя Реввоенсовета, поскольку изображение Генерального секретаря повторяется здесь в различных видах не единожды.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что со своей задачей советские мастера кисти в целом справились весьма успешно.
Выставка в Новом Манеже завершит свою работу 4 июля.