Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Гончары своего счастья

01 января 2007

РЕМЕСЛО

Нина ДзасоховаИскусство древних этрусков VII–II веков до нашей эры известно на московской земле под названием «дьяковской культуры». 17 лет назад его возродил художник Александр ПОВЕРИН.

Елейник, кумган, стопарь, баклага… Чёрные, словно крыло ворона, они кажутся отлитыми из чугуна. А возьмёшь в руку – легче лебединого пёрышка, невесомы. Чёрнолощёная керамика – самый древний гончарный промысел. Однако майолика и фарфор вытеснили «чернавку», определив ей судьбу обычной крестьянской утвари. Революционные события в России, коллективизация и раскулачивание заставили практически забыть о чёрнолощёной керамике: гончаров отправляли в колхозы, а основное орудие производства – гончарный круг – в музей. Так с конца 20-х годов по конец XX века ремесло не развивалось. 

Традиционное русское ремесло, почти полностью утраченное, стало главным увлечением Александра Поверина. Ещё будучи студентом Московского инженерно-строительного института, он с друзьями прошёл километров сорок по лесу, чтобы найти деревню Гончарный Двор, где жили потомственные гончары. 

– Они пожали мне руку, наверное, через рукопожатие мне и передалось мастерство, – смеётся Александр. – Однако вся моя жизнь с керамикой – сплошная борьба. 

Нина Дзасохова– На ваших работах она не отразилась. Они такие изысканно закруглённые, органично вписываются в домашний интерьер. 

– Борьба – в смысле движение вперёд. Ну а мы, гончары, боремся с материалом. Его надо приручить. А он порой отчаянно сопротивляется. И вот когда мы с ним, как научил нас говорить Горбачёв, находим консенсус, когда сливаемся в одно целое, тогда рождается что-то. Это сразу чувствуется. Ведь глина не просто материал, а мой главный соавтор. И в готовом изделии всё поровну. Половина моего, половина материала. 

– Когда надо заканчивать работу? 

– Я об этом же поинтересовался у своего учителя, скульптора Бурганова, дескать, всё лепишь, лепишь. А он мне: «Когда этот вопрос возникает, тогда и конец. Ведь если вещь не готова, так и вопрос не вылезет».
 
– Знаменитый итальянский поэт и сценарист Тонино Гуэрра – горячий поклонник вашего творчества. Насколько любит вас московский зритель? 

– Посмотрите, вот эта керамика особая, кстати, из московского региона. Взгляните на горшок – видите, как у него надуты щёки? Баклаги, кувшины, чайники, елейники – все круглые, хлебосольные, довольные. Да и щанки с чубриками тоже придутся по вкусу. Это прообраз судочков. Помните, в советские времена были такие алюминиевые? Вниз наливали щи, сверху укладывали котлеты и макароны. Щанки своё название получили от щей. Это два горшка, склеенные боковыми поверхностями, с одной общей несущей ручкой. Дети в них носили «комплексный» обед родителям в поле – щи и кашу. 

А вообще-то у меня есть мечта – сделать чёрнолощёную керамику только утварью. Жалко пользовать? Это дело времени. Пока подобной посуды маловато, стоимость высокая, создаётся сложно. Ведь аренда, материалы – удовольствие дорогое. А вот когда керамистов станет больше, в Москве откроют заводов двадцать, тогда и керамика наша станет дешёвой и доступной. Тогда вы мой квасник для украшения интерьера на полку не поставите, а станете им пользоваться. Просто к этому привыкнуть надо. Когда мы собрались в артель «Покровская керамика», я сказал: «Ребята, наша цель – в каждом доме России должна быть хоть одна наша крынка. Это примерно на 100 лет интенсивной работы по 15 часов в день, по 300 крынок в день». 

Ирина ДОЛГОПОЛОВА

Обсудить в группе Telegram

Ирина Долгополова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS