Все помнят, что творилось в аэропорту Кабула, когда американские агрессоры после двадцати лет оккупации Афганистана бесславно покидали так и не покорённую страну. Сотрудничавшие с оккупантами афганцы, боясь мести соплеменников, считающих их предателями, висли на шасси, падали с большой высоты. Тысячи «переводчиков» были брошены предавшими их американцами.
И вот на наши экраны зачем-то выпустили англо-американский блокбастер, в котором всё наоборот. Он не опирается на реальную историю, а воспевает выдуманные подвиги коллаборационистов и благородство агрессоров. Фильм основан не на реальных событиях, как и «Спасти рядового Райана», и «Рембо», и многие другие, в которых американцы представлены отважными героями, беспощадными к врагам и великодушными добряками в отношении своих пособников.
Группе под руководством американского сержанта Кинли (Джейк Джилленхол) достался афганский переводчик Ахмед, который к соплеменникам-талибам относится ещё хуже, чем американцы. Объяснения такие: его сына убили талибы, из-за чего не говорится. Однако странно, что его брат преспокойно сотрудничает и с талибами, и с американцами. Истинная правда из показанного в фильме только то, что ещё до бегства американцев талибы контролировали большую часть страны. Но показаны они традиционно для Голливуда: дикарями-туземцами в чалмах, которых по ходу действия убивают пачками, и они, картинно дрыгаясь, погибают от пуль «белого человека».
Когда отряд сержанта Кинли попал в засаду и всех убили, а его самого тяжело ранили, Ахмед, рискуя жизнью, сто километров тащил на себе по горам полуживого сержанта. Придуман немыслимый подвиг. Когда закончивший лечение сержант уже находился дома в Лос-Анджелесе, у него вдруг проснулась совесть, он вспомнил об Ахмеде, который, конечно, давно мечтал о бегстве в Америку, но из-за бюрократических препон всё никак не мог получить визу, и теперь вынужден скрываться, так как после спасения американского сержанта талибы поклялись его казнить. Удивительно, что Кинли не встретился с Ахмедом, не поблагодарил и не помог ему ещё до возвращения в США, неужели его в коме вывезли из Афганистана? Но вернувшегося Кинли стали мучать кошмары и совесть, он места себе не находил. Ахмед «поселился у него в голове», заставил сержанта всё бросить, заложить свой бизнес, чтобы нанять помощников из ЧВК, вернуться в Афганистан, найти своего друга и вместе с ним выехать в благословенные Штаты. И таким образом отдать ему долг. Дело крайне рискованное, но примерная американская жена его решение поддержала, а бравые янки из ЧВК реально помогли! Разумеется, им всё удаётся.
Типичное пропагандистское кино. Никакой рефлексии по поводу того, а что американцы делали в страшно далёкой от них стране и зачем они убили сотни тысяч афганцев, за что погибли тысячи американских солдат...
С точки зрения военной правды, не говоря уже о правде характеров, этот фильм Гая Ричи, снимавшего талантливое кино, откровенно слабый и не идёт ни в какое сравнение, например, с нашим истерном «Однажды в пустыне» с Александром Робаком в главной роли. Отношения Ахмеда и Кинли какие-то мутные. Непонятно, почему всё-таки Ахмед, проявляя нечеловеческую волю и отчаянную храбрость, спас американца? Теряешься в догадках, но на отгадку натолкнул режиссёр. А если это любовь? Тут, похоже, дело в соблюдении новых оскаровских стандартов. Герои не могут друг без друга. Афганец так смотрит на американца, так восхищается его голубыми глазами, на чём режиссёр делает акцент, что поневоле вспоминается «Горбатая гора», где Джейк Джилленхол играл гея, и всё становится на свои места.
Понятно, почему американцы втюхивают эту голимую пропаганду странам третьего мира. Непонятно, почему чиновники, отвечающие за российский прокат, пускают к нам подобную муть?