15 января Александру Сергеевичу Грибоедову – ни много ни мало – 225 лет стукнуло. Хотя кажется, он – наш современник... И как он умудрился за свои неполные 34 года стать профессиональным дипломатом и экономистом, историком и лингвистом, композитором и пианистом. И, конечно, великим поэтом и драматургом. Как он умудрился в свои неполные 34 года запросто говорить на французском, английском, немецком, итальянском, греческом, латинском, арабском, персидском, турецком. А при этом понять, что от ума бывает только горе… Как он умудрился… Написать всего одну пьесу (в стихах) и навсегда остаться в вечности Литературы. Написать один вальс (первый вальс в России) и навсегда остаться в бесконечности Музыки.
«Это один из самых умных людей в России», – заметил о нём ещё один Александр Сергеевич – Пушкин. Впрочем, Грибоедов был не просто умным, а очень умным. И крайне (вернее, бескрайне) образованным. И не только в России.
Его бессмертная комедия «Горе от ума» без искажений и сокращений вышла в свет 150 лет назад. В 1862 году. Когда самого автора уже более тридцати лет не было на этом свете.
Причём он в очередной раз съязвил, назвав «Горе от ума» комедией. Шутка ли?! Около 40 тысяч экземпляров, переписанных от руки. Ошеломляющий успех. И откровенный плевок в высшее общество. Поэтому высшее общество и не смеялось над комедией. Утёрлось. Но Грибоедова не простило.
«Этот злобный ум» – ещё одна точная характеристика автора комедии от его великого тёзки – Пушкина. Комедии, которую автор первоначально назвал «Горе уму»… Да, они были схожи не только именем и отчеством. Не только вольнодумством и выбором друзей (например, среди декабристов, решивших в случае неудачи восстания не выдавать двух Александров). Они были схожи не только бурной жизнью и неправильной трагичной смертью (погибнув примерно в одном возрасте). Ещё они были очень талантливы. Точнее, гениальны. И хотя шли по литературной стезе независимо друг от друга, но – в ногу. И вместе – дерзко и решительно – изменяя отечественную литературу.
Конечно, Грибоедов всё равно был более одинок. Может, поэтому он – практически единственный писатель в русской литературе, образ которого точно совпадал с образом главного героя его главного произведения. Может, поэтому Грибоедов известен как homo unius libri – писатель одной книги, блестящей поэтической пьесы «Горе от ума». Но, положа руку на сердце, одного такого сочинения за одну жизнь сочинителя бывает достаточно. За такую короткую долгую жизнь.
Писателя и прозвали Чацким. А Чацкого в театре гримировали под Грибоедова. Автор повторил судьбу своего персонажа настолько, насколько персонаж – судьбу своего автора. Грибоедова, как и Чацкого, признали сумасшедшим, распуская про него грязные слухи. «Ах, злые языки страшнее пистолета...» Грибоедов, как и Чацкий, был добрым, но не добреньким. Прямодушным, а не простодушным. «Не человек, змея!..» И Грибоедов, и Чацкий высмеивали сильных мира сего за «слабодушие, рассудка нищету». И одинаково презирали «умеренность и аккуратность», тупость и невежество, угодничество и лесть.
Каждая фраза пьесы – афоризм. Каждый герой пьесы – нарицательный. И «если умом Россию не понять», то «Горе от ума» в этом обязательно поможет… Но кто сегодня читает Грибоедова? «Высшее» общество не любит плевков в свою сторону. Даже двухсотлетней давности. Горе есть – ума не надо?.. Впрочем, он обхитрил нас всех, родившись два века назад. Хотя там, где-то далеко, уже звонит колокол.
«Бывают странны сны, а наяву страннее...»
Александр Грибоедов