Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Горький, Бедный, Гайдар

01 января 2007

А ВЫ СМОТРЕЛИ?

Цикл «Сталин и писатели», прошедший на канале «Культура» (автор Бенедикт Сарнов), вызвал много вопросов. Первый: почему великому Максиму Горькому уделено столько же серий, сколько заслуженно забытому Демьяну Бедному? Автора агиток и побасёнок Сарнов называет «любимейшим народным поэтом». О вкусах не спорят, но, скорее всего, Бедный понадобился автору для утверждения его концепции: «В распоряжении Сталина было несколько способов уничтожения поэта…» То есть власть только что и делала в 30–40-е, что то уничтожала, то растлевала и растаптывала творцов. В эту концепцию, правда, не укладывается то, как защищал Сталин Булгакова от требовавших расправы над ним «украинских драматургов», Шолохова и тех, за кого он заступался, – от бесчинств НКВД на Дону…

Цикл сделан аляповато: разламываемый – надо думать, тираном – гранат брызжет соком на изображение писателей – пример режиссёрской безвкусицы. И тенденциозен – очевиден обвинительный уклон автора, отсутствуют контекст времени, воздух эпохи – трагической, героической, рождавшей великие таланты и порой жестоко с ними расправлявшейся. Но, выслушав сарновский приговор «душившим литературу» вождям советской власти, зададим вопрос: а какие великие таланты сверкнули в наши «30–40-е», то есть через 20 лет после «капиталистической революции»? Родился ли в условиях полной свободы кто-то соразмерный Шолохову, Мандельштаму, Фадееву или выросшим в «страшных антилитературных условиях» Шукшину, Айтматову и Вознесенскому?.. Нет, теперь шустрят сплошные «бедные Демьяны»…

55-летие внука Аркадия Гайдара и Павла Бажова было отмечено документальными фильмами на Первом канале и ТВ Центре. Продолжилась череда либеральных телеподношений, начатая панегириками Черномырдину, Ельцину и Горбачёву… Опять навязывается чествование пораженца. Не объективное исследование, а принуждение к любви. Приёмы в отсутствие чего-либо на самом деле героического, что можно было бы предъявить народу, – похожие. Горбачёва мы должны любить за то, что он трепетно любил свою жену, Ельцина, поскольку его любят супруга и дети, Черномырдина – за то, что он любил «Газпром», Ельцина и играть на гармошке. Бедного Егора Тимуровича – за то, что он беззаветно любил рынок, который сам всё отрегулирует, а его любили близкие родственники и Чубайс… Вспомним, что сподвижник последнего Кох в припадке откровенности говорил о том, что ждёт Россию после их чуткого руководства: «Сырьевой придаток. Безусловная эмиграция всех людей, которые могут думать… Далее развал, превращение в десяток маленьких государств». К этому всё и идёт, а мы, подчиняясь идеологическому телесуфлёру, должны благодарить архитекторов развала и клясть тех, при ком у нас были великая страна, литература, театр и кинематограф. Горько!

А.К.

televed@mail.ru

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS