Цикл «Сталин и писатели», прошедший на канале «Культура» (автор Бенедикт Сарнов), вызвал много вопросов. Первый: почему великому Максиму Горькому уделено столько же серий, сколько заслуженно забытому Демьяну Бедному? Автора агиток и побасёнок Сарнов называет «любимейшим народным поэтом». О вкусах не спорят, но, скорее всего, Бедный понадобился автору для утверждения его концепции: «В распоряжении Сталина было несколько способов уничтожения поэта…» То есть власть только что и делала в 30–40-е, что то уничтожала, то растлевала и растаптывала творцов. В эту концепцию, правда, не укладывается то, как защищал Сталин Булгакова от требовавших расправы над ним «украинских драматургов», Шолохова и тех, за кого он заступался, – от бесчинств НКВД на Дону…
Цикл сделан аляповато: разламываемый – надо думать, тираном – гранат брызжет соком на изображение писателей – пример режиссёрской безвкусицы. И тенденциозен – очевиден обвинительный уклон автора, отсутствуют контекст времени, воздух эпохи – трагической, героической, рождавшей великие таланты и порой жестоко с ними расправлявшейся. Но, выслушав сарновский приговор «душившим литературу» вождям советской власти, зададим вопрос: а какие великие таланты сверкнули в наши «30–40-е», то есть через 20 лет после «капиталистической революции»? Родился ли в условиях полной свободы кто-то соразмерный Шолохову, Мандельштаму, Фадееву или выросшим в «страшных антилитературных условиях» Шукшину, Айтматову и Вознесенскому?.. Нет, теперь шустрят сплошные «бедные Демьяны»…
55-летие внука Аркадия Гайдара и Павла Бажова было отмечено документальными фильмами на Первом канале и ТВ Центре. Продолжилась череда либеральных телеподношений, начатая панегириками Черномырдину, Ельцину и Горбачёву… Опять навязывается чествование пораженца. Не объективное исследование, а принуждение к любви. Приёмы в отсутствие чего-либо на самом деле героического, что можно было бы предъявить народу, – похожие. Горбачёва мы должны любить за то, что он трепетно любил свою жену, Ельцина, поскольку его любят супруга и дети, Черномырдина – за то, что он любил «Газпром», Ельцина и играть на гармошке. Бедного Егора Тимуровича – за то, что он беззаветно любил рынок, который сам всё отрегулирует, а его любили близкие родственники и Чубайс… Вспомним, что сподвижник последнего Кох в припадке откровенности говорил о том, что ждёт Россию после их чуткого руководства: «Сырьевой придаток. Безусловная эмиграция всех людей, которые могут думать… Далее развал, превращение в десяток маленьких государств». К этому всё и идёт, а мы, подчиняясь идеологическому телесуфлёру, должны благодарить архитекторов развала и клясть тех, при ком у нас были великая страна, литература, театр и кинематограф. Горько!