Яблоко. – Алматы: Балалар адебиетi (Детская литература), 2008 – 80 с.
Вэтом году на казахстанском стенде Московской международной книжной ярмарки был представлен среди других книг сборник стихов Александра Тленшиева «Яблоко», изданный по программе Министерства культуры и информации Республики Казахстан.
Тленшиев известен казахстанскому читателю прежде всего как книжный график, всю жизнь посвятивший любимому делу. Книга стихов вышла посмертно. Сборник «Яблоко» – редкий пример литературного творчества человека, чья профессия – художник, и «плод любви» товарищей по перу и кисти, подготовивших это издание в серии «В мире изобразительного искусства».
Впрочем, поэзию Александра Тленшиева нельзя назвать любительской. Ведь, как известно, талантливый человек талантлив во всём. Безусловно, автор – представитель особенной, алма-атинской культуры, для которой характерно слияние европейской и восточной колористики, органичное соединение казахского и русского менталитетов в приёмах и способах выражения явлений современности. Если взять шире, культура эта – проявление любви и уважения ко всему прекрасному, что «произрастает» на нашей земле. Представителями её можно считать таких крупных писателей и художников, как М. Ауэзов, С. Калмыков, Ю. Домбровский, А. Мамбетов – список огромен.
Творчество Александра Тленшиева органично и ярко вошло в летопись культуры казахстанской столицы в начале 70-х годов. В предисловии к книге говорится: «Он привнёс в книгу совершенно новый графический язык: ощущение объёма в плоскостном изображении, смелые эксперименты с геометрическими формами и бесконечным многообразием линий, неожиданное сочетание цветов и шрифтовых комбинаций… Не только обозначил новое направление в развитии казахстанской книжной графики, но и создал своеобразную школу… Из кучи книг на полке взгляд безошибочно выхватывает те, что оформил Тленшиев».
Внутренний мир автора раскрывается в стихах, собранных супругой после его смерти (при жизни Тленшиев своих стихов не публиковал, а только читал их или пел под гитару для друзей). Стоит открыть книгу – и понимаешь: перед тобой подлинный лирик, поющий чистым голосом о самом дорогом на свете, сочувствующий всему живому. У поэта-художника рождаются такие стихотворения:
О, как же мы несправедливы
К цветам жёлтого цвета,
Не подозревая оттенков
Их непростого тепла.
Нас манят другие призывы
И даже букет из газеты
На ваших прекрасных коленках…
Самое ценное в этих стихах – искренность. Жаль, она стала редкостью в нашем мире, лишённом иллюзий. Тленшиев победу практицизма над романтикой ощущал как личную беду. Ценил отзывчивость и человеческое тепло. Ими и согреты его стихотворения. В одном из них, посвящённом брату, есть такие строки:
О чём грустишь, мой брат, откройся мне, ей-богу,
За дружеским столом ты ношу раздели.
Следов моих не счесть у твоего порога:
Где только ни был я – к тебе они вели.
Неудивительно, что А. Тленшиев никогда не был равнодушен как художник – в высоком смысле слова – к переменам, происходящим в стране, в душах людей и в себе самом. Воспринимал жизнь как битву за достоинство человека, за честь и правду.
Мой окоп простреливается,
но я уже вот он, вышел
в полный рост над бруствером –
ну чем же не мишень,
так что нынче, стреляя, учтите –
я уже выше,
ну а то, что осталось в окопе, –
всего лишь тень.
Лира Тленшиева – трагическая. И веселье его – горькое веселье. В трудные годы, в начале девяностых, когда кризис коснулся не только экономики, но и сферы духовности, он написал:
Пью один, сам себя веселю,
Веселее меня не найти.
Сам себе предложу и налью,
Сам себе паровоз и пути.
Сам себе повинюсь и прощу –
Что не по сердцу – с глаз моих прочь.
До конца сам себя дотащу…
Жизнь не в счёт в эту долгую ночь…
Друг Тленшиева, московский поэт и бард Владимир Гостренко говорит о нём: «Саша всегда проявлял соучастие, сопереживание ко всему, что его окружало. Он был крупный и сильный, и в то же время удивительно чистый и добрый человек». Пожалуй, эти три слова: соучастие, сочувствие, сопереживание – ключевые для Александра Тленшиева. Ему удалось гармонично соединить этику с эстетикой, что, возможно, самое главное и самое трудное для творца.