По Ярославлю ходили художники. Почтенные и совсем юные, народные и не увенчанные пока никакими почётными званиями, представляющие все главные ветви изобразительного искусства – живописцы, скульпторы, графики, иконописцы, оформители, «народники»... Перемещались по столице Верхне-Волжского региона большими «земляческими» группами и в индивидуальном порядке, на автобусах, на легковых машинах и пешком. Из одного выставочного пространства, которых в городе было организовано пять, направлялись в другой.
Художников по столь важному случаю съехалось много – представители 28 творческих союзов из 15 регионов страны. Но ещё больше было их работ: устроители, работавшие над экспозицией всю последнюю ночь и наводившие последние штрихи буквально перед самым открытием, даже затруднялись дать с ходу абсолютно точное арифметическое количество артефактов – как отсмотренных выставкомом, так и отобранных в итоге для участия в Х региональной художественной выставке «Художники центральных областей России». Работ-претендентов было всего около восьми тысяч. В финал вышли свыше двух с половиной тысяч.
В свете всего происходящего к Ярославлю в этот февральский день (как и в две последующие недели) так и просилось быть применённым название старой-старой сказки – «Город мастеров». До конца нынешнего года этот переходящий титул с полным на то основанием смогут примерить на себя ещё шесть населённых пунктов – аналогичные гала-экспозиции, призванные продемонстрировать всё лучшее из созданного в последнее время мастерами, живущими и работающими в том или ином федеральном округе страны, развернутся последовательно: в мае – в Чебоксарах, в сентябре – в Новосибирске, в октябре – в Хабаровске, Великом Новгороде и Сочи, в ноябре – в Челябинске. Завершится этот своеобразный арт-пробег уже в январе 2009 года в столице – московские художники будут выставлены в Малом Манеже. Заключительной же акцией крупномасштабного художественного проекта (термины, что называется, слегка из «другой оперы», но что делать, если слов, более точно выразивших бы всю величественность замысла и глобальность подхода, в современном разговорном русском языке не существует) станет одиннадцатая по счёту выставка «Россия», которая должна будет включить в себя всё самое лучшее из показанного на региональных смотрах.
У Союза художников России, выступившего инициатором, вдохновителем и организатором ярославской выставки (в последней из ипостасей деятельная, а также материальная помощь была оказана на местах – администрацией области, мэрией Ярославля, местной организацией СХ), равно как и всего комплекса зональных выставок 2008 года, сегодня вообще наблюдается ярко выраженная тяга к определённого рода глобализму. Достаточно сказать, что экспозиция мастеров Центра России была открыта буквально через день после того, как в Центральном Доме художника, на всех его этажах и во всех залах, развернулось во всю свою ширь «Отечество» – беспрецедентный выставочный проект, посвящённый 50-летию союза (об этом событии «ЛГ» писала в одном из последних номеров). И находясь на подобном вернисаже, порой тебе начинает казаться, что объём «прекрасного» явно зашкаливает за пределы, способные быть свободно восприняты человеческим глазом, и в особенности душой. Что побеждать, как некогда было сказано, нужно не числом, а умением и т.д. и т.п. Но эти «предательские» мысли тут же сам и отвергаешь. Ибо как ещё может быть наглядно показана та грандиозная (хотя бы в числительном отношении, правда, разумеется, не только в нём) художественная работа, которая происходит здесь и сейчас в десятках тысяч мастерских, существующих на всём пространстве от Калининграда до Владивостока? Их, конечно, заметно поуменьшилось за годы «первоначального накопления», но, слава богу, «перепрофилированными» и захваченными оказались далеко не все. Русская реалистическая живопись, а также иные роды визуального художественного творчества сумели сохранить себя, сохранить школу в смутные переходные времена. Слухи о смерти классического изобразительного искусства, об их полном поражении перед лицом воинствующего акционизма и прочих «актуальных» форм оказались сильно преувеличенны.
И это главный из «уроков» ярославской выставки, то, ради чего – честное слово – стоило приезжать сюда на один день и перемещаться из одного выставочного зала в другой, хотя бы даже и в режиме лёгкого галопа.
ЯРОСЛАВЛЬ–МОСКВА
В оформлении использованы работы: Евгений Пошивалов (Воронеж). Воронеж. Вид на Покровский собор. Цв. офорт. Анатолий Антонов (Тверь). Портрет дочери Анны. Х., м.