Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Город мастеров

01 января 2007

НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ

По Ярославлю ходили художники. Почтенные и совсем юные, народные и не увенчанные пока никакими почётными званиями, представляющие все главные ветви изобразительного искусства – живописцы, скульпторы, графики, иконописцы, оформители, «народники»... Перемещались по столице Верхне-Волжского региона большими «земляческими» группами и в индивидуальном порядке, на автобусах, на легковых машинах и пешком. Из одного выставочного пространства, которых в городе было организовано пять, направлялись в другой.

Художников по столь важному случаю съехалось много – представители 28 творческих союзов из 15 регионов страны. Но ещё больше было их работ: устроители, работавшие над экспозицией всю последнюю ночь и наводившие последние штрихи буквально перед самым открытием, даже затруднялись дать с ходу абсолютно точное арифметическое количество артефактов – как отсмотренных выставкомом, так и отобранных в итоге для участия в Х региональной художественной выставке «Художники центральных областей России». Работ-претендентов было всего около восьми тысяч. В финал вышли свыше двух с половиной тысяч.
В свете всего происходящего к Ярославлю в этот февральский день (как и в две последующие недели) так и просилось быть применённым название старой-старой сказки – «Город мастеров». До конца нынешнего года этот переходящий титул с полным на то основанием смогут примерить на себя ещё шесть населённых пунктов – аналогичные гала-экспозиции, призванные продемонстрировать всё лучшее из созданного в последнее время мастерами, живущими и работающими в том или ином федеральном округе страны, развернутся последовательно: в мае – в Чебоксарах, в сентябре – в Новосибирске, в октябре – в Хабаровске, Великом Новгороде и Сочи, в ноябре – в Челябинске. Завершится этот своеобразный арт-пробег уже в январе 2009 года в столице – московские художники будут выставлены в Малом Манеже. Заключительной же акцией крупномасштабного художественного проекта (термины, что называется, слегка из «другой оперы», но что делать, если слов, более точно выразивших бы всю величественность замысла и глобальность подхода, в современном разговорном русском языке не существует) станет одиннадцатая по счёту выставка «Россия», которая должна будет включить в себя всё самое лучшее из показанного на региональных смотрах.
У Союза художников России, выступившего инициатором, вдохновителем и организатором ярославской выставки (в последней из ипостасей деятельная, а также материальная помощь была оказана на местах – администрацией области, мэрией Ярославля, местной организацией СХ), равно как и всего комплекса зональных выставок 2008 года, сегодня вообще наблюдается ярко выраженная тяга к определённого рода глобализму. Достаточно сказать, что экспозиция мастеров Центра России была открыта буквально через день после того, как в Центральном Доме художника, на всех его этажах и во всех залах, развернулось во всю свою ширь «Отечество» – беспрецедентный выставочный проект, посвящённый 50-летию союза (об этом событии «ЛГ» писала в одном из последних номеров). И находясь на подобном вернисаже, порой тебе начинает казаться, что объём «прекрасного» явно зашкаливает за пределы, способные быть свободно восприняты человеческим глазом, и в особенности душой. Что побеждать, как некогда было сказано, нужно не числом, а умением и т.д. и т.п. Но эти «предательские» мысли тут же сам и отвергаешь. Ибо как ещё может быть наглядно показана та грандиозная (хотя бы в числительном отношении, правда, разумеется, не только в нём) художественная работа, которая происходит здесь и сейчас в десятках тысяч мастерских, существующих на всём пространстве от Калининграда до Владивостока? Их, конечно, заметно поуменьшилось за годы «первоначального накопления», но, слава богу, «перепрофилированными» и захваченными оказались далеко не все. Русская реалистическая живопись, а также иные роды визуального художественного творчества сумели сохранить себя, сохранить школу в смутные переходные времена. Слухи о смерти классического изобразительного искусства, об их полном поражении перед лицом воинствующего акционизма и прочих «актуальных» форм оказались сильно преувеличенны.
И это главный из «уроков» ярославской выставки, то, ради чего – честное слово – стоило приезжать сюда на один день и перемещаться из одного выставочного зала в другой, хотя бы даже и в режиме лёгкого галопа. 

Александр А. ВИСЛОВ, ЯРОСЛАВЛЬ–МОСКВА

В оформлении использованы работы: Евгений Пошивалов (Воронеж). Воронеж. Вид на Покровский собор. Цв. офорт. Анатолий Антонов (Тверь). Портрет дочери Анны. Х., м.

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS