В это чудесное весеннее утро, когда мы приехали в древний Полоцк, город отмечал Международный день музеев. Похорошевший комплекс Спасо-Евфросиньевского монастыря порадовал многолюдием верующих, пришедших прикоснуться к святыням, обилием экскурсий, множеством экскурсионных автобусов. В старинном храме паломники, в надежде на выздоровление и исполнение желаний проползали под гробом Преподобной Евфросинии. Молодые монахини приглашали приложиться к иконам и мощам, к сакральной святыни – копии знаменитого креста-ковчега для хранения христианских реликвий. Создан он по заказу Евфросинии Полоцкой ювелиром Лазарем Богшей в 1161 году из кипариса, украшенного драгоценными камнями, золотыми и серебряными пластинами, жемчугом, двадцатью эмалевыми ликами святых, выполненными в технике перегородчатой эмали. В первые дни Великой Отечественной легендарный крест пропал в Могилёве, но в 1997 году был воссоздан по образцу и подобию ХII века белорусским мастером Николаем Кузьмичом.
В 1979 году, когда я здесь была в первый раз, в бывшей обители царило полное запустение. Во дворе сушилось бельё, вокруг непринуждённо слонялись кошки, собаки и куры – монастырские корпуса, превращённые по воле городских властей в гигантскую коммунальную квартиру, использовались под общежитие. Огромный пятикупольный Крестовоздвиженский собор, построенный в 1893–1897 годах по проекту губернского архитектора В. Коршикова, был занят под склад. Спустя 10 лет с организованной митрополитом Филаретом паломнической поездкой в год празднования тысячелетия крещения Руси я попала в тот же монастырский двор в драматический момент возвращения монахинь, когда-то выгнанных большевиками из древних корпусов. Одна, самая пожилая, оглядывая неряшливое запустенье, не выдержала и тихо заплакала: «Господи, во что превратили монастырь!»
Сейчас здесь снова всё преображено заботливыми и ласковыми руками: цветущие клумбы, аккуратно постриженная трава, абсолютная чистота и порядок.
В 1979 году в городе существовал лишь один памятник белорусскому деятелю – первопечатнику и переводчику Франциску Скорине, подарившему белорусскому народу книги Библии на его родном языке. Бронзовый Скорина в мантии учёного с книгой в руках поднимался по символическим ступеням науки… Спустя почти 30 лет мы шли по зелёным бульварам, радуясь и удивляясь, от памятника к памятнику.
Трепетно-ласковая просветительница Евфросиния Полоцкая (дочь местного князя Святослава-Георгия и княгини Софьи, внучки Всеслава Чародея) в монашеских одеждах будто осеняет город, шестиконечным крестом в приподнятой правой руке, а в левой, опущенной вниз, держит чётки. Такой увидел её скульптор Игорь Голубев.
Неподалёку – первый конный памятник в Беларуси – монументальное изображение князя Всеслава Брячиславича, за спиной которого легко просматриваются сразу и волчья пасть, и лебединое крыло – образы его легендарных ипостасей, воспетых в «Слове о полку Игореве». Крупнейший восточнославянский политический деятель князь Всеслав возглавил Полоцкое княжество 15-летним подростком и правил долгих 57 лет.
Модернистская скульптура Павла Войницкого «Посвящение родному слову» заставляет вспомнить работы Михаила Шемякина. Образ родного слова запечатлён скульптором несколько метафорически – в виде женской фигуры, пострадавшей от коррозии и времени, изменчивой судьбы и жизненных невзгод.
Порадовал и своеобразный памятный знак букве «у краткое», установленный на бульваре и выполняющий одновременно роль солнечных часов. Создавший его в 2003 году художник Игорь Куржалов размышлял о самобытности белорусского алфавита, о недавней напряжённой борьбе за получение белорусским языком статуса государственного.
Художница Ольга Лукьяненко уговорила нас посетить Музей традиционного ручного ткачества Поозёрья. Когда-то она участвовала в его создании – он открылся в 1998 году. И я вспомнила, как ещё в конце 1970-х годов ездил по белорусским деревням на рассыпающемся на ходу газике с брезентовым верхом минский художник и журналист Виктор Говор, выкупая за гроши, обменивая и собирая самотканые и вышитые рушники, салфетки и скатерти, вскоре вошедшие в его интереснейшую частную коллекцию.
Глядя на выставленные в музее крестьянские костюмы, я вспоминала о другом уникальном личном собрании – рано умершего минского искусствоведа Михася Романюка, автора замечательного альбома «Белорусская национальная одежда», доказавшего, что среди головных уборов белорусских крестьянок были и весьма неожиданные – например, чалмы.
Очень интересен и Детский музей, расположенный в здании конца ХIХ – начала ХХ века. Он открыт недавно – с мая 2004 года. Часы и колокольчики, самовары и открытки, монеты и посуда призваны пробуждать фантазию, творческое начало, зовут играть и сочинять собственное пространство. И самое главное – многое здесь можно подержать в руках, потрогать, что для ребёнка – согласитесь! – очень важно. В одном из залов мы увидели два коллажа Ольги Лукьяненко – «Ворон» и «Пегас». В последнее время всем другим техникам она предпочитает кожу и металл, составляя из них прихотливые и остроумные декоративные композиции.
Большое впечатление произвёл на нас, искушённых московскими музейными коллекциями, Природно-экологический музей, расположенный в бывшей водонапорной башне, построенной в 1953 году. На четырёх экспозиционных уровнях представлены чучела обитающих в Витебском регионе животных, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся. Но больше всего запомнилась… экологическая пропасть, на краю которой мы все находимся. Этот страшноватый символ выполнен при помощи стеклянного пола на четвёртом уровне (высота башни – 32 метра). Он убедительно показывает, насколько болезненным будет наше падение в эту пропасть, если мы не воспитаем у себя нового экологического сознания.
За Софийским собором готовилось театрализованное представление с участием конных воинов, которое не смог остановить даже дождь. Я не раз видела подобные сцены в Гданьске и Тарту и порадовалась, что сегодняшняя Беларусь так легко усваивает европейский опыт, тем более что Полоцк, благодаря деятельности иеромонаха Симеона Полоцкого с его любовью к парадным приветственным декламациям и уменьем составлять пьесы на библейские сюжеты, вполне можно считать колыбелью восточнославянского театра.
В художественной галерее, расположенной в одном из корпусов бывшего иезуитского коллегиума XVIII века, проходила обширная выставка работ современных гродненских художников. Полные залы любителей искусства говорили о том, что в Полоцке знают и ценят изобразительное искусство.