Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Город. Трусы. Пластилин

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Новая драма: пьесы и статьи. – СПб.: Сеанс; Амфора, 2008. – 511 с.: ил. – (Серия «Могучие кучки»).

Одни считают «новую драму» зловредным сорняком, пустившим свои корни на обильно и доброкачественно плодоносящей ниве. Иные, напротив, полагают это направление той единственной панацеей, которая способна спасти наш отчаянно загибающийся театр. Но и те и другие составляют вкупе, дай бог, десять процентов от общего числа российского народонаселения. Девять же десятых их соотечественников если и слышали какой-то звон на данную тему, то имеют весьма и весьма приблизительное знание о том, где он, собственно, звучит. 

А он сегодня раздаётся где угодно – на всякого рода фестивалях и спецакциях, в кинематографе, активно рекрутирующем «новодрамовцев» под свои богатые знамёна, наконец, в книгоиздательском пространстве – но менее всего на подмостках репертуарных театров. То есть в той самой «волшебной коробочке», в которой всякий драматург должен, по определению, мечтать увидеть свои творения. 

Эти авторы «традиционным» театром по сути невостребованы (отдельные спонтанные постановки – случай того самого исключения, что подтверждает правило). Да они в него, похоже, не очень-то и стремятся. В самом деле, попробуйте, к примеру, представить «сценическое воплощение» такой открывающей пьесу ремарки: «Лето. Москва. Троллейбусный парк ‹ 3. Начало шестого утра. Глаз с опаской заглядывает в открытую переднюю дверь троллейбуса 3517» («Глаз» Максима Курочкина). Или вообразите реакцию завзятых театралов некоего провинциального города на следующую реплику: «В а - с и л и й. Я, б***, про это варенье и забыл уже давно, на х***.» («Трусы» Павла Пряжко). 

Редакторами-составителями сборника – несущего, исходя из всего вышеизложенного, прежде всего важную культурологически-информативную функцию (можно на дух не переносить «новую драму», но делать это лучше всё же не по известному принципу «я Пастернака не читал...», а зная «врага» в лицо, изучив его и, возможно, попытавшись понять) – выступили хорошие театральные критики Елена Ковальская и Кристина Матвиенко. Будучи ещё и деятельными пропагандистами означенного направления, они лучше понимают его маргинальность. Потому, наверное, изрядным образом разбавили «классические» «новодрамовские» сочинения текстами и именами, укладывающимися в этот ряд с существенными оговорками. «Таня-Таня» Оли Мухиной, написанная ещё до того, как сам термин «НД» был введён в оборот. Или «Сахалинская жена» Елены Греминой – «матери-основательницы» движения. Или «Город» Евгения Гришковца, который, побыв непродолжительное время в этой когорте, решительно и бесповоротно её ряды покинул. Или Василий Сигарев, некогда главный «НД»-ньюсмейкер, автор «программной» пьесы «Пластилин», ныне же высказывающийся о своих былых соратниках достаточно жёстко. 

А вот насколько отступник справедлив? Книга, в которой, кроме всего прочего, имеются и неформально написанные «представления» авторов и крайне важные для понимания истории вопроса хронологически-библиографические «Приложения», кажется, способна дать внятный ответ на этот вопрос. Какой? А, думается, для каждого читателя свой собственный. Здесь всё крайне амбивалентно. Что «новой драме» конгениально. 

А.В.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS