Новая драма: пьесы и статьи. – СПб.: Сеанс; Амфора, 2008. – 511 с.: ил. – (Серия «Могучие кучки»).
Одни считают «новую драму» зловредным сорняком, пустившим свои корни на обильно и доброкачественно плодоносящей ниве. Иные, напротив, полагают это направление той единственной панацеей, которая способна спасти наш отчаянно загибающийся театр. Но и те и другие составляют вкупе, дай бог, десять процентов от общего числа российского народонаселения. Девять же десятых их соотечественников если и слышали какой-то звон на данную тему, то имеют весьма и весьма приблизительное знание о том, где он, собственно, звучит.
А он сегодня раздаётся где угодно – на всякого рода фестивалях и спецакциях, в кинематографе, активно рекрутирующем «новодрамовцев» под свои богатые знамёна, наконец, в книгоиздательском пространстве – но менее всего на подмостках репертуарных театров. То есть в той самой «волшебной коробочке», в которой всякий драматург должен, по определению, мечтать увидеть свои творения.
Эти авторы «традиционным» театром по сути невостребованы (отдельные спонтанные постановки – случай того самого исключения, что подтверждает правило). Да они в него, похоже, не очень-то и стремятся. В самом деле, попробуйте, к примеру, представить «сценическое воплощение» такой открывающей пьесу ремарки: «Лето. Москва. Троллейбусный парк ‹ 3. Начало шестого утра. Глаз с опаской заглядывает в открытую переднюю дверь троллейбуса 3517» («Глаз» Максима Курочкина). Или вообразите реакцию завзятых театралов некоего провинциального города на следующую реплику: «В а - с и л и й. Я, б***, про это варенье и забыл уже давно, на х***.» («Трусы» Павла Пряжко).
Редакторами-составителями сборника – несущего, исходя из всего вышеизложенного, прежде всего важную культурологически-информативную функцию (можно на дух не переносить «новую драму», но делать это лучше всё же не по известному принципу «я Пастернака не читал...», а зная «врага» в лицо, изучив его и, возможно, попытавшись понять) – выступили хорошие театральные критики Елена Ковальская и Кристина Матвиенко. Будучи ещё и деятельными пропагандистами означенного направления, они лучше понимают его маргинальность. Потому, наверное, изрядным образом разбавили «классические» «новодрамовские» сочинения текстами и именами, укладывающимися в этот ряд с существенными оговорками. «Таня-Таня» Оли Мухиной, написанная ещё до того, как сам термин «НД» был введён в оборот. Или «Сахалинская жена» Елены Греминой – «матери-основательницы» движения. Или «Город» Евгения Гришковца, который, побыв непродолжительное время в этой когорте, решительно и бесповоротно её ряды покинул. Или Василий Сигарев, некогда главный «НД»-ньюсмейкер, автор «программной» пьесы «Пластилин», ныне же высказывающийся о своих былых соратниках достаточно жёстко.
А вот насколько отступник справедлив? Книга, в которой, кроме всего прочего, имеются и неформально написанные «представления» авторов и крайне важные для понимания истории вопроса хронологически-библиографические «Приложения», кажется, способна дать внятный ответ на этот вопрос. Какой? А, думается, для каждого читателя свой собственный. Здесь всё крайне амбивалентно. Что «новой драме» конгениально.