Жизнь московских прудов. – М.: Галерия, 2008. – 192с.: ил.
История большого города многолика. Она сплетается из историй улиц, площадей, зданий, жителей. Иногда в ней находится место и истории водоёмов, если, конечно, таковые в городе имеются. В Москве их вроде бы немало. Есть среди них легендарные – вроде Чистых или Патриарших прудов. Безвестных и неприметных больше, но разве дело в этом? Их судьбы до сих пор почему-то оказывались вне интересов историков. А жаль. Особенно, когда речь идёт о прудах, которых уже нет. Конечно, «Жизнь московских прудов» не серьёзное научное исследование, а с большим вкусом собранный альбом, снабжённый небольшим очерком, но прецедент создан. И как знать, возможно, вскоре москвоведение обогатится более масштабной работой, ведь предмет исследования весьма и весьма любопытен.
Говорят, что прудов в Москве когда-то было больше, чем церквей. Сейчас это уже не проверить, поскольку речек и ручейков, которые их питали, тоже не существует. Их засыпали, осушили, в лучшем случае спрятали в трубы. Так что судьба большинства московских прудов, о которых автор говорит с такой неподдельной болью, столь же печальна, как и судьба храмов. За последние сто лет с карты города исчезло более 700 водоёмов. Только за последние двадцать лет было засыпано сто прудов общей площадью 170 га. Непростительное расточительство для мегаполиса, задыхающегося от чада промышленных предприятий и выхлопных газов автомобилей всех мастей. Так что альбом этот имеет не только художественную ценность.
Что в нём? Фотографии конца XIX века, двадцатых годов, пятидесятых и сделанные совсем недавно. Увы, среди последних оригинальностью отличаются далеко не все. Репродукции полотен прославленных художников: Левитана, Саврасова, Васнецова, Маковского. Вот здесь выбор безупречен. А на последних страницах – строки Пушкина, Лермонтова, Фета, Бунина. Словно автор решил воскресить уже забытое ныне искусство – искусство создания старинных альбомов, где есть место и фотографиям, и мудрым мыслям, и поэтическим строкам.