Официально режиссёром-постановщиком «Льда-3» числится Юрий Хмельницкий, но позволим себе усомниться в единоличном авторстве этого молодого человека. Тут чувствуется могучая рука признанного мастера.
Андрей Першин – ученик Марка Захарова, удачно начинавший в театральной режиссуре, а потом в телевизионной («Большая разница» и другие успешные проекты), ворвавшийся в кинематограф под псевдонимом Жора Крыжовников, – обладает редким сочетанием дарований, которые позволяют ему делать народное кино. Смею предположить, что именно Першин – автор всех выпусков франшизы (этот прижившийся англицизм обозначает ряд фильмов об одних и тех же героях) «Лёд». По режиссёрскому почерку они неотличимы и все очень похожи на крыжовниковские буйные комедии «Самый лучший день» и «Горько!».
На просмотре этих фильмов ловишь себя на одном и том же: лицо расплылось в широкой простодушной улыбке, а на глазах – слёзы. В лирических комедиях режиссёра очень много юмора, чем они резко отличаются от зародившегося в 90-е кинематографического мейнстрима про рашку-какашку, где ненавидят нас тупо-серьёзно. К тому же в фильмах Першина никаких фиг в кармане нет, он не угождает западным фестивалям, изобличая свою страну или народ, хотя отлично их знает, но, несмотря на все «свинцовые мерзости русской жизни», любит. И именно любовь, а не звягинцевская «нелюбовь» – в сердцевине всех его фильмов. И в этом кроме удивительного чутья и одарённости главный секрет сумасшедшего успеха.
Девиз всех «Льдов» крайне прост: любовь, если она настоящая, преодолеет все препятствия: и внешние, и внутренние. И именно эта борьба за настоящие ценности подкупает зрителей. Пару молодых героев в третьем выпуске «Льда» играют Анна Савранская и Степан Белозеров, они хороши, но несколько теряются рядом со знаменитыми старожилами франшизы. Александр Петров с той поры, как в образе провинциального хоккеиста появился на первом «Льду», сыграл много чего, в том числе мерзавца-кинозвезду в сериале «Звоните Ди Каприо», единственном беспросветном творении Першина-Крыжовникова, но оно не из народной жизни, а очень точно – про столичную тусовку и весь наш киношоубизнес. Тот сериал отчаянно хвалила отечественная либеральная публика, так и не понявшая, что беспощадная крыжовниковская сатира не про кого-нибудь, а про неё, родимую.
Возвращаясь на «Лёд-3», конечно, отметим великолепную драматическую комедиантку Марию Аронову, сыгравшую в своей Ирине Сергеевне всех тренеров и матерей России. Также очень хорош в роли хоккейного тренера Сергей Лавыгин, который снимался во всех фильмах Першина, кроме «Слова пацана». Кстати, в знаменитом, не оставившем никого равнодушным сериале маловато смешного, хотя конец 80-х – фантасмагоричное, трагифарсовое время – жаль, что Андрей Першин был тогда ребёнком и этого подметить не мог, но вернёмся на «Лёд».
Отдельное спасибо создателям фильма за то, что история разыгрывается большей частью во «глубине сибирских руд», в Иркутске, на льду Байкала, а не в столичных барах где-нибудь на Патриарших прудах. Кстати, почему Фонд кино доверил создание «Мастера и Маргариты» какому-то американцу, к тому же без чувства юмора, а не выдающемуся российскому режиссёру Андрею Першину?