Очередной скандал. Председатель госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» выписал себе премию в размере 16,5 миллиона рублей. Премиальные для сотрудников фонда составили сумму, на которую можно было отремонтировать несколько десятков многоквартирных домов. На что же идут огромные средства, выделяемые госкорпорациям?
, депутат Госдумы, «Справедливая Россия»:
– Госкорпорации у нас всё-таки разные. Например, «Ростехнологии» возникли как совершенно естественная структура. В своё время слишком много наприватизировали, в том числе и те предприятия, которые не надо было приватизировать. Государству нужно было как-то регламентировать и контролировать деятельность оборонных предприятий, поэтому создали «Ростехнологии». Думаю, в целом деятельность этой госкорпорации можно признать удовлетворительной. Хотя и там есть серьёзные вопросы.
Что же касается Роснано и Фонда ЖКХ, то тут, мне кажется, ситуация намного сложнее. К примеру, Роснано разрешили выделенные им деньги, по сути, пускать в оборот и зарабатывать на этом. Один этот факт вызывает вопрос: а для чего госкорпорация была создана? Несмотря на то что они вернули в бюджет часть денег, выделенных государством, оставшиеся миллиарды расходуются неэффективно. Коэффициент полезного действия средств, идущих непосредственно на развитие высоких технологий, составляет не более одного процента. Меньше, чем у паровоза. В своё время мы предлагали применять иной подход, который позволил бы вкладывать средства и получать отдачу с эффективностью 90 процентов, но к нам, увы, не прислушались. Госкорпорациям предоставили множество лазеек для непроизводственного бизнеса. К примеру, выделенная им государством земля может быть впоследствии продана корпорацией. И таких лазеек множество.
А Фонд ЖКХ даже бесполезно реформировать. Единственная возможность получить какой-то положительный результат – полностью его распустить, раскассировать, а деньги направить в регионы, на ремонт домов.
, заместитель председателя Государственной Думы РФ, КПРФ:
– Когда говорят о государственных корпорациях, признаюсь, я не могу в полной мере воспринимать их как «государственные» в традиционном смысле этого слова. Да, формально, может быть, они и государственные по названию. Но если посмотреть в корень, то это организации, представляющие коммерческие интересы чиновничества. Они выражают интересы бюрократии как класса. А народ и общенациональные интересы к этому имеют мало отношения. По тому, каким образом функционируют эти структуры, какая там заложена управленческая технология, видно, что созданы они не ради результата, а ради «процесса». Вопрос: процесса чего? Некоторые случаи, которыми уже интересуется даже прокуратура, свидетельствуют о том, что процесс этот связан с оборотом закаченных в них средств, уходящих в итоге непонятно куда. И в общем, это неудивительно. Кто, к примеру, поверит, что Анатолий Чубайс во главе Роснанотехнологий будет вести себя как государственник, когда после него РАО «ЕЭС» разлетелось на составные части в угоду частным интересам?
Так что судить о деятельности этих корпораций нужно по реальным результатам. Можно ли тут говорить о государственном подходе к делам? Нет. А значит, работают эти структуры, почему-то называющиеся государственными, совершенно по другим принципам и ставят перед собой совершенно иные цели.
Сумма прописью
Почему-то в последние годы у нас какие глобальные проекты ни запускай, получается чиновничья кормушка. Захотели построить «Дворец будущего», а получили… Дома продолжают разваливаться, «мозги» – утекать за границу. И хоть бы кого-то наказали – посадили или уволили. Так нет. Зато растёт число претендентов на получение высокого звания «госкорпорация». Со всеми вытекающими отсюда окладами, бонусами, премиями. И – безответственностью.