В середине XIX века многие города русской провинции, подражая столицам, стали обзаводиться собственными клубами. И в богоспасаемом граде Зарайске местный царь Крез и предводитель дворянства князь А.Д. Волконский не пожалел для столь благого дела принадлежавшего ему большого деревянного дома. После ремонта и переделок в 1861 году Дворянский клуб принял своих первых членов – в большинстве своём помещиков Зарайского уезда, которые на зиму съезжались в город. Господа, желавшие отдохнуть от летних забот по хозяйству, встряхнуться и повеселиться, для своих удовольствий денег не жалели, а потому веселье в клубе било через край.
На клубной сцене давала представления собственная театральная труппа, составленная из актёров-любителей, гастролировали знаменитые артисты, вечера, балы, концерты следовали бесконечной вереницей весь зимний сезон. Первые три года существования клуба были поистине «золотым веком» для его членов, но в 1864-м произошло весьма прискорбное для старинного русского города событие – была пущена в эксплуатацию Московско-Рязанская железная дорога, которая прошла в 24 верстах от Зарайска. Надо сказать, что главные доходы городу давала хлебная торговля, но теперь её поток отклонился в сторону железнодорожных станций. С падением же торговых оборотов из города ушли деньги, следствием чего стало резкое снижение жизненного тонуса Зарайска. Многие дворянские семейства покинули Зарайский уезд: в городе из-за безденежья прекратили свою деятельность сразу несколько учебных заведений, негде стало учить детей. В короткий срок Зарайск словно погрузился в спячку, и господам приезжать в этот город из своих имений сделалось незачем. Дворянский клуб, слава о котором совсем недавно гремела на всю губернию, совсем зачах. Какое-то время он ещё существовал в том виде, в котором задумывался изначально, но по мере выезда дворянских семей в него стали принимать и не дворян, что отразилось на клубной жизни не лучшим образом.
К началу 1870-х годов городские власти сумел добиться постройки железнодорожной ветки, соединившей город с основными железнодорожными магистралями. Торговля вернулась в Зарайск, и даже стала набирать обороты, но на положении Дворянского клуба это сказалось мало. Дворянство в город так и не вернулось, а ещё более возвысившееся богатое купечество развлекалось в клубе на свой собственный манер, что отпугнуло ещё остававшихся старых клубменов-аристократов. Атрибуты Дворянского клуба в Зарайске сохранялись, но лишь чисто внешние. Всё так же аккуратно пополнялась большая клубная библиотека, которая выписывала все известные газеты и журналы, только вот охотников пользоваться этой сокровищницей мысли стало гораздо меньше.
Постепенно городская «культурная отдушина» превратилась в некую разновидность игорного дома с ресторацией. Прежде славившаяся своими спектаклями любительская труппа, выступавшая на сцене клуба, утратила наиболее талантливых и инициативных своих артистов, режиссёров и художников-декораторов, скатившись до примитивного кривляния. С исчезновением ценителей искусства прекратились гастроли знаменитостей, прежде бывавших здесь каждую зиму, а на клубную сцену вылезли фигуры пошиба Бубы Касторского, которых неудачливые антрепренёры таскали по бесконечным провинциальным гастролям. В Москву или другой губернский город подобных «артистов» просто не пускали, а для публики, ставшей завсегдатаями зарайского клуба, годилось и это…
А вот Коломне – «соседке» Зарайска – повезло больше. Там существовали целых два клуба: Коммерческий и Общественный. Коммерческий был классическим заведением своего жанра: с карточной игрой, танцевальными вечерами, балами и прочими увеселениями. В Общественном клубе имелось всё то же самое, но была и своя изюминка – «вокально-музыкально-театральный кружок города Коломны».
Прежде попытку содержать в городе любительский театр предприняла некая мадам Лазурина, арендовавшая помещения в доме Фроловых, но в 1887 году этот храм Мельпомены поглотил финансовый крах. Пришлось потесниться. Из гостиницы Шварова, где он располагался прежде, в дом Фроловых перебрался и Общественный клуб. Остатки лазуринской труппы были приглашены к сотрудничеству, и на развалинах прежней театральной затеи возник скромный театральный кружок, который по мысли старшин клуба должен был привлечь «культурную публику, с запросами, простирающимися дальше картёжной игры и танцев». Вместе с тем сборы за спектакли кружка должны были поддерживать клубные фонды, обеспечивая само существование Общественного клуба. На деле же всё вышло иначе: членами кружка стали несколько весьма состоятельных горожан, которые поддержали клуб деньгами, получив за это право играть в собственном театре. Главными среди клубных спонсоров были Николай Алексеевич Озеров и его сестра Александра – дети коломенского купца первой гильдии, «водочного короля» Алексея Семёновича Озерова. Стараниями младших Озеровых при клубе сложился вполне приличный творческий коллектив театралов-энтузиастов, ставивший несколько спектаклей в год.
В особенности же готовились к Рождественским праздникам, приурочивая к ним показ премьер. Отчёты об этих спектаклях иногда попадали даже в столичные газеты, и именно из них мы узнаём теперь о том, например, что в январе 1894 года коломенские любители дали драму в пяти действиях «В забытой усадьбе» и водевиль «Крым». «Изящество декораций и исполнение ролей господами любителями не оставляли желать ничего лучшего, – писал по этому поводу корреспондент газеты «Московский листок». – Спектакли шли при электрическом освещении, с весьма правдоподобными «сценическими эффектами», вроде грома и молнии, грянувших к месту и весьма похожих на настоящие. Стоит также отметить первоклассный грим актёров. Всё это вкупе произвело на публику, заполнившую зрительную залу, самое положительное впечатление, и по окончании представлений она разразилась долгими аплодисментами. От благодарных старшин клуба Николаю Озерову поднесли венок с лентами».
Успех коломенских любителей был тем более замечателен, что буквально накануне в той же зале с большим успехом прошёл спектакль по пьесе «Татьяна Репина», данный профессионалами – актёрами, входящими в московское «Товарищество артистов», которые приехали в Коломну по приглашению тех же самых старшин клуба. Тем не менее, как мы видим, «местные, уездные Гаррики и Кины» не ударили в грязь лицом перед публикой, имевшей возможность сравнивать их игру с игрой профессиональных артистов.