Леа Мюравьек. Нереальная пустота. – Комикс Паблишер 2024, 2021. – 204 с.
Графический роман сам по себе вызывает у ретроградов вроде меня большие сомнения. Стоит подставить слово «роман», и людям кажется, что они читают что-то серьёзное или более серьёзное, чем комикс (хотя комиксы бывают очень серьёзными). В любом случае искусство графического романа отделили от других неспроста: речь идёт как бы о книге для взрослых (хотя взрослых комиксов навалом), вроде более глубокое содержание, более сложный сюжет, типографские уловки. Прежде чем говорить о том, что мне очень понравился текст, который я представляю, хочется покритиковать. Дело в том, что какую бы мысль автор ни вкладывал, всё равно мы больше смотрим, нежели читаем, взгляд скользит по картинкам, они играют не меньшую роль, чем буквы, нет, большую. И это прикольно, особенно если книга хорошо нарисована, но это упрощает процесс потребления информации. Ругаться на «ТикТок», трёхминутные ролики в соцсетях, популярность фаст-контента и хвалить графический роман – не получится. Придётся расписаться в том, что многие из нас разучились читать нормальные длинные тексты. В настоящие романы погружаться сложно, там быстрый дофамин не получишь, потому что подключится критическое мышление, надо будет долго соображать, вникать, рисовать в сознании те же картинки, но самостоятельно, пробуждать воображение. Современный человек так устаёт за день от чтения почты, ватсапа, сообщений в соцсетях, новостной ленты, что к вечеру мозг ему говорит: всё, начитался, теперь смотри сериальчик, отдыхай. И тут вступает графический роман, который предлагает компромисс: не смотри сериальчик, скользи глазами по красивым качественным иллюстрациям и время от времени уважь автора и себя прочтением реплик, вывесок. Иногда думаешь: а не проще было всё нарисовать? Словно автору техники или таланта не хватило, чтобы всё показать с помощью картинок. И конечно, не хватило всего вместе, чтобы написать текст без картинок. С одной стороны, жизнь не радикальна. Она компромиссна. И графический роман как раз тот самый компромисс, то есть ничего плохого. С другой стороны, мне обидно, что мы разучились читать полнокровную литературу, что объёмы пугают как аудиторию, так и авторов, что мозги продолжают работать, но по-новому, по-другому, не так, как у поколения, выросшего без соцсетей, без ватсапа, без ТГ, без неиссякаемого информационного потока. Об особенностях этого нового мышления можно многое сказать, в нём есть свои плюсы, просто оно… слишком новое… и под «слишком» я подразумеваю неумение и нежелание узнавать то, что было ДО трёхминутных роликов.
Интересно, что в России графическому роману, как и комиксам, сопротивлялись в целом гораздо дольше, чем на Западе. А феномену тихой книги сопротивляются до сих пор. И до сих пор на ярмарках люди, открывая книгу, оценивают её по текстовому наполнению – много/мало. То есть в краткость, которая сестра таланта, не особенно верят. Но это старшее поколение, конечно. Молодые 20+ уже абсолютно конвертировались в новую веру. Настоящему писателю им не угодить, они бросят на второй странице или на пятой. Потому книжному рынку так сложно ориентироваться на молодёжь. На взрослых-взрослых и детей куда проще.
По иронии судьбы Леа Мюравьек создала графический роман как раз о той самой пустоте, в которую превращается наш внутренний мир в условиях современной цивилизации. Сюжет развивается абсурдно. Девушка видит в газете своё имя и вдруг понимает, что оно принадлежит другому человеку, актрисе. И ей начинает казаться, что незнакомка, а вместе с ней и все СМИ, таблоиды, журналы крадут её личность, делают так, что она исчезнет, а вот актриса будет увековечена и останется бессмертной. Похоже на описание ранней шизофрении или странного экзистенциального кризиса. А кризис и вправду имеет место. Главная героиня работает в маленьком книжном магазине (книги – это уже кризис), она пытается вырваться наружу, выходит в большой город, а там – пустота. Там толком нет ни дружбы, ни любви, ни семьи, даже все родственники умерли. Даже её саму в какой-то момент вдруг принимают за умершую – фантасмагорический фрагмент. Вообще в книге много страшноватых моментов. Когда девушка в очередной раз переживает сартровскую паническую атаку (тошноты нет, но рот разинут), а приятель говорит ей, мол, ну давай, давай нырнём в пустоту, исчезнем, тебе же этого хочется, – и тянет её куда-то, а она сопротивляется, возникает чувство отчаяния, безысходности и какого-то метафизического ужаса, словно всему человечеству Пустота с большой буквы грозит жирным массмедиа-пальцем. Здесь, конечно, текст немножко усиливает эффект, есть реальный симбиоз картинки и реплик (чаще они работают по отдельности и воздействуют по-разному).
Порой возникает ощущение, что перед тобой мелькают кадры из фильма, например, когда герои несутся на машине по городу в поисках того места, где заканчивается пустота. Хочется листать, листать, словно смотришь блокбастер – вот это я понимаю профессионализм рисовальщика. Ну и концовка – без спойлера – такая, что каждый может трактовать её по-своему: мне показалось, что пустота заканчивается там, где заканчивается наша цивилизация, на природе, в диком месте. Для меня этот графический роман – о бегстве от современного мира, слишком скоростного, где утрачены базовые человеческие ценности, где нет покоя, любви и, как ни забавно… книг. Ведь изначально героиня работала в вечно пустом книжном магазине.
Хороший роман. Искусственный жанр особенно понравится искусственно выведенной аудитории «янг-эдалт». Ну а мне было просто любопытно узнать, до чего мы докатились.