Какой быть России – этот вопрос сейчас один из самых обсуждаемых и, надо сказать, для нас как граждан самый важный. Хочется понимать, в каком государстве проснёмся завтра. В рамках обсуждений всплывают понятия известные и менее известные.
Солидарность знаем: это отношения в обществе, которые определяют совместные действия в общих интересах и обеспечивают взаимоподдержку – как при «солидарности трудящихся». Однако в общественном и даже правовом поле появляется термин «солидаризм». Стоит присмотреться.
Это как солидарность, только наоборот. Солидаризм к ней имеет такое же отношение, как национал-социализм к социализму.
В 1920-е фашистские режимы, только появлявшиеся в Европе, пытались перетянуть к себе левый электорат, жонглируя социалистическими понятиями. Вспомним, НСДАП – это Национал-социалистическая немецкая рабочая партия. Сегодня такой заход называют правым популизмом.
Самые известные русские солидаристы – НТС, организация радикальной белой эмиграции, созданная в Белграде в начале 1930-х. Полное название реваншистов – Народно-трудовой союз русских солидаристов. Логотип НТС – золотой трезуб на фоне триколора – да, трезуб, как у заблудших украинцев, обратившихся в нацизм. Одним из главных теоретиков русского солидаризма был деятель антибольшевистского подполья и Белого движения, юрист и министр в сибирском правительстве Колчака Георгий Гинс. Потом в Харбине он опубликовал трактат «На путях к государству будущего: от либерализма к солидаризму».
Солидаристы использовали концепцию «корпоративного государства», он же – корпоративизм по Муссолини, который создавался как альтернатива либерализму и коммунизму. Поигрывали солидаризмом сторонники Юзефа Пилсудского в Польше, испанские фаланги и левое крыло – конечно, фальшивое левое – германского национал-социализма под предводительством братьев Штрассеров. Во Франции солидаристские идеи доминировали в фашистской Народной партии (PPF) Жака Дорио и у других крайне правых.
Во время Великой Отечественной войны НТС ожидаемо подался в коллаборационизм вместе с предателем генералом Власовым. В марте 1943-го член Совета НТС генерал Ф.И. Трухин возглавил школу пропагандистов Русской освободительной армии в Дабендорфе; полсотни выпускников школы вступили в НТС. После войны русские солидаристы ненадолго перешли под контроль британских спецслужб, а потом – деньги решают всё – их взяло под крыло ЦРУ. И вело до поворотных событий в России в 1990-е. К тому времени НТС как организация ослабла до символического значения – зато идеология НТС вошла в российскую политику.
Солидаризм, как и корпоративизм, подмешивает себе в состав идею «единого социального организма»: все люди как «клетки одного организма» и потому должны в едином порыве работать на здоровье организма. В религиозных странах типа Италии замешивается религия – в том формате, в каком лучше служит правящему классу. Понятия точных определений не имеют и потому дают возможность манипуляторам сказать: «Да что вы, это совсем не то, что я имел в виду» – ловкий принцип правдоподобного отрицания.
Солидаризм – продукт заграничной деятельности русской эмиграции, и именно той её части, которая вместе с наиболее радикальными антисоветскими кругами на Западе и под контролем спецслужб работала против своей страны. Представляется очевидным, что это не те круги, в среде которых нужно искать решения для России на будущее. Трезубы нам не нужны ни в каком виде.
В тему
Требуется осмысление
В конце июня («Российская газета», 29.06.2022,) председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин представил обстоятельную статью «Право России: Альтернативы и риски в условиях глобального кризиса». В ней он как аналитик, общественный деятель рассматривает, каковы последствия того, что, благодаря политике США и совокупного Запада, мы оказались в совершено новой для России нормативно-правовой или, если честно признать (как говорит автор), в неправовой международной реальности. Как себя при этом вести, что предпринимать, на что опираться при выработке своей позиции. Безусловно, эти проблемы не могут не волновать. Вот несколько цитат из статьи, которые увязаны с вопросами, которые подняты в опубликованной выше статье колумнистки «ЛГ» и могут быть интересны читателям:
«На мой взгляд, речь, напротив, должна идти о формировании такого универсального понятия права, которое диалектически соединяло бы в себе западный индивидуализм с восточным солидаризмом. Это сейчас одна из важнейших задач отечественной философии и теории права, потому что никто за нас этого не сделает. ...
В отличие от такого подхода [подхода Маргарет Тэтчер], в котором выражена квинтэссенция западного индивидуализма, солидаризм восточного мироощущения заключается в осмыслении общества как единого социального организма».
Как видим, предлагается, правда, без осмысления, и такая трактовка понятия «солидаризм». Видимо, при выработке парадигмы нашего дальнейшего движения такого рода проблемы надо осмысливать всесторонне и глубоко, осознавая все возможные последствия.