Подвижник. – Тверь: Лилия Принт, 2006. – 136 с.
Ещё сравнительно недавно было принято считать, что Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало новой стране – СССР. И это верно, но лишь отчасти. Действительно, пришедшая на смену разложившейся российской элите генерация строителей социализма создавала своё государство. Про которое никто из рабоче-крестьянской интеллигенции не сказал бы «эта страна». Отечество было «нашим» и по всем параметрам «новым». Оно не ориентировалось на Европу – наоборот, интеллектуалы всего мира смотрели на Советы как на образец для подражания. «Берите пример с русских», – фраза из реальной истории ХХ века. Учиться же было чему.
Книга Татьяны Морозовой, кажется, далека от вселенских обобщений, но, если вдуматься, она именно о том, как государство держится каждым из нас. Воспитанным, кстати, нашим же государством.
Герой очерка – Виктор Васильев – один из провинциальных «строителей времени». Человек, самой биографией совместивший в себе диалектику «нового» пролетарского «завета» с «ветхой» традицией Российской империи. Создатель Музея Сергея Яковлевича Лемешева, исследователь жизни великого русского певца.
Одарённый природой ровно настолько, чтобы чувствовать себя уверенно в стихии оперных тесситур, Виктор Васильев учился искусству родного «бельканто» там, где сейчас это менее всего ожидаемо: в домах культуры. Советская инициатива воспитания творческой молодёжи через подобные «клубы» была вовсе не такой смешной, как это может показаться человеку недальновидному. Кроме зримой пользы массового приобщения народа к «изящным ремёслам» она несла в себе послание из почти священных «фондов» культуры высокой, дворянской. А это было – как ни крути – продолжением традиционного пути империи. Ведь учителями будущих вокалистов и литераторов, художников и музыкантов были те самые люди, которые сотворили «русское чудо» в искусстве начала прошлого столетия.
Немудрено, что воспитанный таким образом гражданин сам обязан был стать впоследствии проводником культуры в наше, почти «тёмное» время. Собственно, о таком гражданине и книга. О его творческом и исследовательском пути хранителя. Книга историческая без всяких скидок. Написанная, к счастью, языком, далёким от «литературы», несущая на себе печать подлинности события.