Александр Алиев
Лабиринт арбатских переулков и двориков чудом сохранил атмосферу старой Москвы – милой, домашней, уютной. Переулки эти поистине необъятны и бесконечны: сколько ни прогуливайся тут, всегда обнаружится что-то новое!
Один из таких переулков, Большой Николопесковский, получил (аналогично с соседними – Средним и Малым Николопесковскими переулками) своё сложное наименование от храма Николая Чудотворца, что на Песках, построенного в XVII веке. Известен он был также как «церковь Николы, что на жёлтых песках, в Стрелецкой слободе». Во время пожара 1812 года храм сильно обгорел, и его даже задумали разобрать, а камень отдать на строительство ограды церкви Николая Явленного в Серебряном переулке. И только вследствие усиленных прошений прихожан пострадавшее здание дозволили «исправить». На средства князя А.А. Щербатова в 1819–1820 годах у четверика церкви появились новая трапезная с двумя приделами и колокольня с высоким и тонким шпилем, на которой даже был устроен круговой балкон-«смотрильня» для дежурных пожарных.
В церкви этой отпевали в 1915 году композиторов А.Н. Скрябина и С.И. Танеева. В здешнем приходе несколько лет жила старшая дочь А.С. Пушкина, Мария Гартунг. В марте 1925 года, за месяц до своей кончины, в храме служил патриарх Тихон (Беллавин).
Но спустя несколько лет, в 1932-м, президиум Моссовета постановил отдать участок земли, на котором стояла церковь, под возведение многоэтажного жилого дома кооператива «Энергетик» (современный № 6), и храм был разрушен.
Кстати, по мнению многих литературоведов, именно «Энергетик» под именем «Дома Драмлита» вывел М.А. Булгаков в своём знаменитом романе, и именно здесь Маргарита громила квартиру критика-доносчика Латунского.
Добавим, что с 1924 по 1992 год Большой Николопесковский именовался улицей Вахтангова – в память артиста и режиссёра, основателя театра, здание которого находится на углу с Арбатом.
Социальный состав населения переулка и его окрестностей из столетия в столетие менялся. Первоначально тут располагалась упомянутая выше слобода стрелецкого полка Каковина, позднее обитали купцы. С наступлением же XIX века владения переходят в руки дворянских фамилий, и на прежних участках возникают усадьбы. Ну а затем дворян сменяет буржуазия, и в застройке переулка малоэтажные здания начинают соседствовать с высокими доходными домами.
Рядом со стиснувшими узкое пространство сооружениями под № 4, 5 и 13 совсем небольшим выглядит особняк под № 9, о котором и пойдёт сегодня речь.
Самые первые упоминания об этом владении мы находим в документах середины XVIII столетия – тогда территория принадлежала дьякону Никольской церкви Степану Никитину. В 1806 году участок перешёл к титулярной советнице Александре Петровне Алеевой, и в дальнейшем здесь формируется единый усадебный комплекс. Главный дом – одноэтажный с мезонином – располагался на границе дворовой и садовой территорий. Его фасад был обращён непосредственно к переулку, а центральная часть выделялась прямоугольным окном из трёх половинок.
В 1897 году новым хозяином владения становится потомственный почётный гражданин Москвы, инженер-технолог Яков Александрович Поляков, происходивший из состоятельной купеческой семьи. Его дядя, Николай Яковлевич, в середине XIX века приобрёл захиревшую писчебумажную фабрику в селе Знаменское-Губайлово (территория современного Красногорска), переоборудовал её и наладил там шерстопрядильное производство. Вскоре к делу присоединяется его брат, Александр Яковлевич, фабрика реорганизуется, и в 1871 году впервые упоминается в «Атласе промышленных заведений Московской губернии» как предприятие, на котором работало 450 человек. В конце 1880-х годов Поляковы присоединили сюда ещё две фабрики (в Ново-Никольском и Щёлкове) и создали «Товарищество Знаменской мануфактуры». В начале XX века их капиталы составляли от 3 до 4 миллионов рублей, а ежегодная прибыль – до 200 тысяч.
Яков Поляков стал директором самой первой фабрики, вокруг которой вырос рабочий посёлок Баньки, и там о нём сохранялись добрые воспоминания. Писали, например, что «он – положительно местный благодетель. У кого падёт лошадь, корова – даёт деньги на приобретение таковых; сгорит и дом – выстроит новый. Недавно сразу четырём крестьянам выстроил новые каменные дома».
Приобретя участок в Большом Николопесковском переулке, Поляков распорядился снести здесь прежние сооружения и заказал проект нового особняка одному из талантливейших архитекторов рубежа XIX–XX столетий – И.А. Иванову-Шицу.
Илларион Александрович, строя преимущественно общественные здания (Городской народный университет имени Л.А. Шанявского на Миусской площади, Купеческий клуб на Малой Дмитровке, Городская больница имени К.Т. Солдатёнкова и др.), нашёл свой уникальный почерк в сочетании строгих и чётких форм с греческой классикой в оформлении фасадов.
Одна из самых известных частных построек Иванова-Шица – особняк Н.А. Терентьева в Петровском переулке.
Такой же неоклассический (неогреческий) стиль характерен и для поляковского жилища – двухэтажного с жилым полуподвалом, завершённого в 1898 году.
Прежде всего здесь достаточно оригинально решён парадный вход: он расположен не по главному фасаду, а на углу здания и оформлен в виде классического портика, увенчанного фронтоном с лепными греческими узорами – меандрами и прямоугольными выступами – дентикулами. Аналогичные узоры, а также «античные» маскароны украшают фасады здания. Также можно заметить между окон второго этажа художественный антаблемент, фронтоны и пилястры – последние отдалённо напоминают кариатиды. Венчает фасады профилированный карниз с орнаментальным поясом иоников.
Ещё одна эффектная деталь – покрытая метлахской плиткой площадка крыльца.
Дополняет облик здания металлическое кружево ограды, выполненное по мотивам модерна и сочетающее с-образные завитки и стилизацию под тюльпаны.
Примечательно, что в этом доме часто бывал поэт Константин Бальмонт, с Яковом Поляковым его роднила женитьба на сёстрах из купеческой семьи Андреевых. Нередким гостем был и другой видный символист – Валерий Брюсов, оказавший значительное влияние на брата Якова Александровича, Сергея, – тоже не чуждого литературе. Очарованный поэтикой Серебряного века, тот вскоре учредил издательство «Скорпион» и взял на себя расходы по выпуску журнала «Весы», главного рупора символизма.
Надо думать, что особняк Полякова посещали и многие другие деятели культуры того периода.
Примечательно, что все последующие десятилетия состав усадебного комплекса оставался неизменным.
После национализации особняк был отдан под нужды Московского индустриально-педагогического института имени Карла Либкнехта, а в 1934 году арендован посольством Польши. В период же Второй мировой войны здесь находилась британская военная миссия. Наконец, с 1947-го здание переходит на баланс Управления по обслуживанию дипломатического корпуса (УпДК) МИД СССР и начинает использоваться для размещения иностранных миссий. Сейчас тут расположена резиденция посла Мексиканских Соединённых Штатов.
В 2024 году Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД России начало реставрацию фасада, кровли, ограды и ворот бывшей поляковской усадьбы.
В частности, предполагается расчистить и полностью обновить фасадные поверхности и лепной декор. После снятия поздних красочных слоёв стены будут окрашены в первоначальные цвета. Нынешние пластиковые окна заменят на деревянные переплёты, а в окнах подвала появятся решётчатые ограждения. Кроме того, решено восстановить первоначальный замысел автора проекта особняка – И.А. Иванова-Шица: парапет, фланкированный тумбами с пилястрами, на ризалите главного фасада. Он станет аналогичным декору ризалита в основании окна, а его фальш-ограждение получит четырёхчастный декор в виде перекрещенных лучей «солнца», которые повторяются на коньке кровли.
Все утраченные элементы и фасада, и ограды будут, разумеется, воссозданы по сохранившимся образцам и эскизам.
Наконец, запланирована архитектурная подсветка, чтобы выделить наиболее значимые детали декора в тёмное время суток.
Таким образом, здание будет полностью приспособлено под современное использование, что обеспечит его безопасную и комфортную эксплуатацию.