Грех НЕ-любви, или Похождения бравого батюшки Михаила
Мой анабасис, или Простые рассказы о непростой жизни / М. Шполянский. – Тюмень: Русская неделя, 2011. – 576 с. – 1000 экз.
Читаю предисловие автора и вспоминаю, как несколько лет назад, накануне Пасхи, мы с дочерью заехали в поселковый храм освятить куличи. Во дворе у длинного, покрытого белой скатертью стола с принесёнными яствами уже стояли прихожане – в основном старушки и дети. Минут через десять, когда к столу было уже не протолкнуться, из церкви вышел наконец батюшка. Внимательно оглядел свою паству и, задержав на несколько секунд взгляд на нас с дочерью, приступил к обряду. Дойдя до нашего угла, окропил не только куличи, но и нас, да так, что Ксюшка от неожиданности взвизгнула. Батюшка окончательно развеселился, полил нас прямо из ведра совсем уж от души и, подмигнув сначала ей, а потом мне, скрылся в дверях храма. Старушки тоже почему-то улыбались, а мы, видевшие до того только очень строгих и неприступных священников, выжимая свои насквозь мокрые платья, впали в ступор.
Сегодня, читая Шполянского, думаю: а почему клирик должен быть обязательно мрачным и «не от мира сего»? Кстати, та пасхальная неделя выдалась какой-то очень радостной, и возможно, благодаря озорному батюшке. Улыбка, пишет отец Михаил, антитеза унынию, и причисляет себя к тому типу священнослужителей, которые считают, что, живя среди людей, нужно быть им близким и понятным, «быть для них «своим» и именно в этой родственности являть людям открытость и естественность для них пути ко Христу».
У настоятеля Свято-Николаевской церкви украинского села Старая Богдановка явные способности к беллетристике, картинки из жизни у него получаются очень яркие и живописные, без занудного поучительства и без мрачного бытописательства. Все рассказы очень добрые, часто с юмором, причём смеяться отец Михаил умеет и над собой. Вот что он пишет о начале своего служения:
«Отец Венедикт, вообще человек очень спокойный и уравновешенный, обычно переносил мои ошибки мирно. Но время от времени я и его доставал своей тупостью… Так, он прямо вышел из себя, когда я вместо «великолепое имя Твое» (от слова «лепота» – красота) сотый раз произнёс «великолепНое имя Твое». «Какое великолепНое? Какое великолепНое? ВЕЛИКОЛЕПОЕ!!!» – кричал отец Венедикт. И я наконец запомнил…
Было ещё немало проблем и забавных моментов. Так, служа первое погребение, я попытался на отпусте дать поцеловать крест покойнику. А на первом венчании так увлёкся обменом колец, что никак не мог остановиться; пришлось вмешаться присутствующим».
Выпускник кораблестроительного института, из совершенно нерелигиозной семьи, крестился только в 26 лет, а священником стал и вовсе в зрелом возрасте – в 34 года. Возможно, поэтому мир вне церкви ему знаком и понятен, а его «простые рассказы» о непростой приходской жизни близки и понятны и невоцерковленным читателям.
Читать рассказы, пишет автор, можно в любой последовательности, поскольку сюжетно они никак не связаны, но я всё же посоветовала бы знакомиться с ними по порядку. Тогда будет понятно, как автор пришёл к Богу; как, имея троих детей и часто перебиваясь с хлеба на воду, решился взять на воспитание ещё и сирот; почему среди друзей батюшки есть даже нудисты и почему в Испании 60-летняя байкерша приняла его за хиппи, а он сам там, в Валенсии, разочаровался в Папе Римском.
Жизнь в нём самом бьёт через край, и даже о высоком он говорит как-то исподволь, не поучая. Такой вот очень современный батюшка, считающий, что, хотя Христос не говорил о грехе НЕ-любви, такой грех есть и «что абсурдные явления жизни – убедительное доказательство существования Бога и высших планов бытия».