Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 480 с.
Вот уже которое десятилетие российское общество разделено на малую толику очень богатых людей и остальную часть населения очень небогатых, а точнее, бедных. Разрыв между крайностями велик, но сократить его пока не удаётся, несмотря на множество дискуссий на эту тему. Как мне кажется, тут будет уместна одна аналогия – она возникает при виде обложки книги Юрия Щербатых «Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих». Ведь за последние годы наше общество разделилось ещё и на две другие крайности, касающиеся уже не кошелька, а души. Есть люди верующие: соблюдающие все церковные каноны или просто следующие нравственным христианским традициям, и люди, для которых десять заповедей – пустой звук.
Разрыв между этими слоями общества тоже невероятно велик. И так же, как нынешний средний класс всё время норовит скатиться в бездну нищеты, неверующая часть нашего общества, причисляющая себя к атеистам, но всё же хранящая в глубине своей души православные основы жизни, всё время норовит раствориться в хаосе нравственного беззакония. Именно для такого большинства, «духовного среднего класса», и написана книга Юрия Щербатых.
В сущности, идея рассмотреть нравственные установки, изложенные в Библии, с точки зрения психологии лежала на поверхности. И было бы странно, если бы в обществе, где вызывает бурный, но, к сожалению, пока очень поверхностный интерес наука психология и столь же бурный, и столь же поверхностный интерес внешняя сторона православия, эта книга не появилась.
«Большинство людей хотят жить хорошо, правильно, так себя вести, чтобы потом не переживать чувство стыда и не испытывать мук совести. А это невозможно, если человек чувствует, что совершает грех. Так что же означает это слово?.. Я предлагаю вместе разобраться в том, откуда пошло это понятие, какое поведение является грешным, а какое праведным, и может ли человек сам выбирать для себя, что он может считать грехом, а что – нет».
Такова основная задача автора. Как возникли те нравственные нормы, о которых говорит Библия, и почему человеку было выгодно их соблюдать? Исторические экскурсы соединяются в тексте с описанием современной реальности, в которой не соблюдение тех же нравственных норм приводит человека и общество к гибели.
Семь смертных грехов – гордыня, зависть, чревоугодие, похоть, гнев, алчность, уныние. Не каждый прохожий на улице перечислит не задумавшись, при том что сталкивается с их проявлениями на каждом шагу.
Чревоугодие? Люди считали это грехом ещё до того, как в обиходе появились слова «холестерин», «камни в почках», «отёки», «аллергия»… И тем не менее в ресторанах так называемого фастфуда всегда полно народа.
Уныние? Это состояние души стало считаться грехом ещё до появления слова «депрессия». Самоубийц, если помните, хоронили по христианскому обычаю за оградой кладбища. Однако обратите внимание на лица прохожих и пассажиров метро, и водителей собственных авто? Стандартно мрачные, унылые лица.
Похоть? Стоит ли долго об этом распространяться, достаточно включить телевизор или взглянуть на витрину ближайшего газетно-журнального киоска.
Несмотря на обилие хрестоматийных исторических примеров (начиная со знаменитого кодекса вавилонского царя Хаммураппи и заканчивая моральным кодексом строителя коммунизма) и широчайший разброс тем и ассоциаций, книгу имеет смысл прочитать. Она написана для чтения урывками, обилие сюжетов на тему греховности человеческой натуры утомит даже самого усидчивого читателя. Но добраться до конца имеет смысл. Хотя бы для того, чтобы обнаружить психологические тесты, пройти их и точно определить свою склонность к тому или иному греху. А заодно понять, что современному человеку жить во грехе не только невыгодно, да и просто опасно для жизни.