Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 апреля 2018 г.
  4. № 17 (6641) (25.04.2018)

Грифоны, раковины, меандр…

25 апреля 2018
Символы над входом в это здание – вовсе не намёк на «масонское прошлое» прежнего хозяина, а лишь обозначение его профессии.

«Вольным каменщикам» нравилось барокко

Пожалуй, не найдёшь в Москве старинного особняка, который в той или иной мере не был бы овеян слухами и легендами. Не исключение и небольшое одноэтажное здание в Гагаринском переулке (неподалёку от Гоголевского бульвара). Говорят, что здесь проходили когда-то тайные собрания «вольных каменщиков»…

В советское время переулок этот назывался улицей Рылеева – в честь знаменитого поэта-декабриста. Ну а историческое наименование связано с располагавшейся тут в первой половине XVIII века обширной усадьбой князей Гагариных.

В 1895-м гражданский инженер Николай Фалеев приобретает стоявший в начале переулка деревянный дом, который был построен вскоре после Великого пожара двенадцатого года и позднее несколько расширен.

Фалеев, надо сказать, личностью был достаточно одарённой: окончил Московское реальное училище, затем Институт гражданских инженеров в Петербурге с золотой медалью. Работать вернулся в Москву, где служил младшим архитектором Губернского правления. По проектам его соорудили ряд общественных и жилых зданий на Пречистенской набережной, в Варсонофьевском и Милютинском переулках, и большинство этих зданий решено в стиле эклектики.

Переделывая купленный дом под себя, Фалеев сохранил лишь прежние деревянные перегородки, а в новых объёмах возвёл кирпичные стены. Тогда же обрёл нынешний облик главный фасад.

Посмотрите внимательно – каких только декоративных элементов здесь нет! Маленькие раковины над центральным и боковыми входами – явный отсыл к барокко. По углам примостились фигурки крылатых грифонов, «родом» из ампира. Над окнами же тянется лепной пояс из меандра, среди которых можно разглядеть (не ужасайтесь!) стилизованную свастику.

А вот ещё одна композиция, из-за которой этот особняк, собственно, и прослыл «масонским»: скрещенные между собой треугольник, топор, кирка, лопатка, циркуль и канат. Однако это всего лишь указание на профессию владельца. Такое переплетение инструментов являлось официальной эмблемой российских гражданских инженеров. И, кстати, ещё несколько личных особняков архитекторов в Москве украшали прежде такие символы, но сохранились они только вот тут.

Сохранилась и оригинальная решётка с оградой.

После Октября 1917-го фалеевский особняк перешёл в ведение Народного комиссариата внутренних дел и стал предоставляться в качестве гостевого дома зарубежным дипломатам и знаменитым иностранцам. Официально здание называлось «10-м Домом Наркоминдела». А из наиболее известных здешних постояльцев – американский журналист Джон Рид, основатель Коммунистической партии США, работавший в Коминтерне и создавший книгу «Десять дней, которые потрясли мир» – собственный взгляд на события Октябрьской революции в России. В этом же доме Рид умер в 1920 году, и прах его покоится у Кремлёвской стены.  

 20-2-17.jpg
 Интерьер особняка действительно располагает к дипломатическим приёмам
Шли годы, десятилетия. Закончилась Великая Отечественная война. И вскоре Мосгорисполком на основании распоряжения Совета министров СССР принимает решение о передаче почти пятидесяти столичных особняков на баланс Бюро по обслуживанию иностранцев при МИД СССР для размещения посольств и миссий (ныне ГлавУпДК при МИД России).

В доме по Гагаринскому переулку тогда надолго поселилась чета Стивенсов: журналист (а, возможно, и разведчик) Эдмунд – высокий, голливудского типа красавец со щёточкой усов, и Нина Андреевна, вполне русская по происхождению.

Она, надо сказать, довольно быстро стала походить на американскую даму: управляла появившейся прислугой, щебетала по-английски, водила на поводке собачку чау-чау, была дорого и со вкусом одета.

Быстро вошла она и во вкус дипломатических приёмов. Дом Стивенсов стал наполняться визитёрами самого высокого ранга – ведь приезжавшие в Москву политики, конгрессмены, бизнесмены, директора музеев, крупные коллекционеры тоже были людьми, им тоже хотелось общения, хотелось что-что увидеть, что-то понять в этой загадочной стране. К тому же большинство относилось к СССР с интересом и уважением.

Конечно, бывший фалеевский особняк на протяжении своей истории периодически подвергался небольшому ремонту, но этого было явно недостаточно. К 2000-м годам фасад из-за протечек пришёл в неудовлетворительное состояние, декор стал местами осыпаться. Поэтому в течение 2010–2011 годов ГлавУПДК при МИД России в доме проводилась комплексная реставрация с целью максимально возможного воссоздания его исторического облика.

Помимо, так сказать, черновых работ – укрепления фундамента, внутренней кирпичной кладки, перекрытий, кровли и т.д. – реставраторы тщательно прошлись по фасадам и интерьерам.

Сохранившиеся части лепнины, оконных наличников, кованого ограждения на кровле были зафиксированы, а утраченные – воссозданы.

Любопытно, что ещё до начала реставрационных работ обследовали потолки помещений парадной зоны – вдруг здесь уцелели закрашенные росписи. Но, увы…

Как отмечают специалисты реставрация объекта культурного наследия «Ансамбль городской усадьбы XIX века» была проведена на высоком профессио­нальном уровне.

С завершением ремонта ограды и благоустройством территории здешний участок Гагаринского переулка обрёл архитектурную целостность.

А в дом, как и предполагалось, въехало посольство – Республики Абхазия.


 

Прямая речь

Георгий Орлов, главный архитектор ГлавУпДК:

– Планировка дома, к счастью, полностью сохранилась, равно как многие детали интерьеров – та же лепнина, изразцовые и калориферные печи, камин с чугунным литьём, штучный дубовый паркет, мозаичный пол во входном тамбуре и холле первого этажа. И здесь также, где возможно, проводилась реставрация, недостающие же фрагменты воссоздали по оригинальным образцам.

 

Обсудить в группе Telegram

Александр Алиев

Александр Газанфарович Алиев родился в Москве в... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS