Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Грустные песни о свободе

01 января 2007

ФЕСТИВАЛЬ

Фестиваль кинодебютов «Молодость» в Киеве явно испытал воздействие кризиса. Отменили обеды для участников и гостей. Ушли в прошлое отвязные вечеринки в дорогих клубах. Фестиваль стал суше и строже, но это, к счастью, не сказалось на его программе. Было много хорошего и умного кино.

Ждали показа французского фильма «Версаль». В главной роли – только что покинувший этот неблагоустроенный мир Гийом Депардье. Одна из последних ролей актёра-бунтаря. Критики называли его «странником и романтиком». Герой «Версаля» он и есть. Уединившийся в фанерной развалюхе, порвавший с семьёй персонаж меняет свою жизнь после того, как обнаруживает, что нужен заброшенному мальчишке. А потом исчезает опять, понимая, что не может дать тому ничего хорошего.

Эта грустная повесть режиссёра Пьера Шоллера, заставившая ещё раз пожалеть об огромной человеческой и профессиональной потере, получила престижный приз Международной федерации кинопрессы – ФИПРЕССИ.

Откровенностью на грани фола (особенно в том, что касается языка персонажей) поразила работа сербского режиссёра Ивана Живковича «Хаддерсфилд». Недавние одноклассники собираются, чтобы отметить возвращение в маленький сербский городок одного из них, выбравшего местом жительства скромную провинцию Уэльса. Кто из друзей более счастлив и удачлив? Стоит ли менять свою жизнь, если ты не готов меняться сам? Жюри «Молодости» присудило этой картине приз за лучший игровой полнометражный фильм.

Традиционным вниманием и успехом пользуется на фестивале российское кино. Всегда – полные залы, всегда – живая реакция. Ни публика, ни жюри не обошли вниманием картину Бакура Бакурадзе «Шультес». Фильм, уже отмеченный несколькими наградами, в том числе главным призом «Кинотавра», завоевал Гран-при. Это – статуэтка «Скифский олень» и $10 000 в придачу.

Впрочем, стать единоличным победителем у Бакурадзе не получилось. Уровень конкурса был действительно высок, и жюри расщедрилось на второго «Оленя». Прискакал он к авторам картины «Будда рухнул от стыда».

Много веков назад огромные статуи Будды были привезены в город Бамиан и помещены в горах, там они стали центром местного монастыря. На долгое время Бамиан превратился в духовный центр Афганистана. В 2001 году статуи, причисленные к памятникам мирового наследия, были взорваны талибами.

Семья девочки по имени Бахтэй живёт неподалёку от этих развалин. В то время, как её ровесники, мальчишки, учатся в школе, она лишена такой возможности. Когда на другой стороне реки открывают школу для девочек, героиня больше всего на свете хочет учиться там, уметь читать и писать. Но это не так просто – её мать не очень одобряет такую затею, а соседские мальчишки постоянно втягивают её в жестокие игры в войну, в которых она всегда выступает жертвой. Путешествие девочки на другой берег реки – к заветной мечте – символизирует тяжёлый путь, который проходит сейчас страна.

«Умри и будешь свободной» – такой фразой заканчивается фильм «Будда рухнул от стыда». Эта жестокая фраза принадлежит маленькому мальчику.

Между «Шультесом» и «Буддой…», несомненно, талантливыми и убедительными фильмами, я нашёл лишь одну разницу. Режиссёр первого вовсе не хотел никому понравиться. Он царапает и раздражает. А вот Хана, кажется, хотела понравиться многим. И это ей вполне удалось.

Впрочем, это значит, что у её фильма будет много зрителей. А разве не к этому, начиная свой путь в кино, должен стремиться каждый режиссёр?

Юрий АЛЕКСАНДРОВ, КИЕВ–МОСКВА

Обсудить в группе Telegram

Юрий Александров

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS