Экс-министр обороны и внутренних дел Грузии Ираклий Окруашвили выступил на прошлой неделе с разоблачениями своего бывшего соратника по «революции роз», президента республики, обвинив того едва ли не во всех смертных грехах (включая убийство). Через два дня после этого Окруашвили был заключён под стражу, и теперь уже ему грозят всевозможные тяжкие обвинения и как следствие – большой срок лишения свободы.
– В Грузии наблюдаем «торжество демократии» по иракскому образцу и в самом её расцвете, почти то, что собирался предложить миру господин Буш. А говоря серьёзно, заметим: Саакашвили оказался в крайне сложной внешне- и внутриполитической ситуации. Сколько бы ни разглагольствовали об ограниченности и непоследовательности санкций России в отношении Грузии, они очень сильно ударили по позициям её президента. Резко сократилась реализация сельскохозяйственной продукции (прежде всего вина), уменьшились возможности выезда грузин на работу в нашу страну, что служило очень серьёзной поддержкой для бедного населения этой кавказской республики. Неудивительно, что там растёт недовольство граждан. Саакашвили обещал вернуть в состав Грузии мятежные автономии. Этого, естественно, не получилось. Продолжаются и даже усугубляются внутренние раздоры в его команде. Окруашвили, правая рука Саакашвили во время «революции роз», выступил с очень резкими и, на мой взгляд, вполне обоснованными обвинениями в адрес своего патрона. Последний видит единственный выход из создавшегося положения в дальнейшем обострении отношений с автономиями, расширении и усилении провокаций против них, создании из России образа врага…
Чем обусловлена неприязнь к грузинскому президенту его бывших соратников? В первую очередь борьбой за ресурсы – финансовые, политические. Но ресурсы эти весьма ограниченные. Как говорится, не поделили, на всех не хватило. Мы же прекрасно понимаем, что тот же Окруашвили отнюдь не голубок, а скорее хищник, с ещё более развитыми ястребиными крыльями, нежели даже у самого Саакашвили. В пылу борьбы за власть Окруашвили откровенно сказал то, о чём многие догадывались и тихо поговаривали в самых разных кругах. Ничего сенсационного он не открыл, некой сенсацией стал лишь сам факт его откровений. Ведь и ранее звучали предположения о том, что «не просто так», не по трагической случайности другой бывший соратник Саакашвили Зураб Жвания ушёл из жизни. И прежде высказывались опасения относительно планов прямой агрессии против Южной Осетии. Догадывались мы и о том, что многие свои проблемы грузинское руководство пытается решать и решает противозаконными, уголовными методами.
Что дальше? При всём желании позитивной картины ближайшего будущего Грузии нарисовать не могу. Боюсь, что на фоне нестабильности в этой республике провокации против России, Южной Осетии и Абхазии станут ещё более активными. Не исключены попытки путча в Грузии, ведь ещё ни разу власть в ней не передавалась более или менее законными способами. Как бы там ни было, во взаимоотношениях с нашим государством там вряд ли что-нибудь в ближайшее время изменится. Стараниями нынешних «партнёров» республики, в том числе «неправительственных» организаций, зарубежных фондов (прежде всего американских), в ней сформировалась глубокоэшелонированная антироссийская политическая элита. Поэтому при всех возможных перестановках, путчах, цветочных революциях к власти в Грузии могут приходить только люди, которые не менее враждебно, нежели Саакашвили, настроены по отношению к России.
, председатель комиссии Общественной палаты по вопросам глобализма и национальной стратегии развития:
– В Грузии идёт борьба за власть, а демарш Окруашвили может стать поистине сокрушительным для грузинского президента. Саакашвили хотел создать из своей республики образ этакой непорочной демократической девы на Южном Кавказе, всеобщей любимицы Вашингтона, Брюсселя и других западных столиц. Выступление Окруашвили стало своего рода срыванием всех и всяческих масок с того имиджа, который Саакашвили старательно стремился демонстрировать Западу.
Все увидели, что режим в Грузии бонапартистский, что её президент творит произвол, что совершаются заказные убийства и злоупотребления властью. Снова приковано внимание к загадочной смерти Жвании.
Видимо, есть какая-то закономерность, свидетельствующая о том, что в этой республике сейчас почти невозможны консолидированная власть и согласие в обществе, слишком много «бонапартов», желающих обладать всей полнотой власти. Поэтому страна постоянно оказывается в ситуации конфликта, раздора между различными группировками. Думаю, что мы становимся свидетелями начала очень серьёзной дестабилизации политической обстановки Грузии и длительной борьбы за власть. Образовалась не первая, но весьма глубокая трещина в команде и режиме, которые пытался создать Саакашвили.
Окруашвили в своём выступлении апеллировал в первую очередь к грузинской общественности (в особенности к её наиболее воинственной, националистической части, педалируя тему решения абхазской и осетинской проблемы путём небольшой победоносной войны), к бизнесменам и политикам. А во вторую – к Вашингтону и Брюсселю. Как отреагируют на это адресаты, пока сказать сложно. Наверняка оппозиционные партии и группы постараются воспользоваться моментом. После подобных разоблачений, прозвучавших из уст нерядового гражданина, конфликты обычно разрешаются в суде. Иначе Саакашвили будет очень трудно отмахиваться от обвинений, в том числе на Западе...
Сумма прописью
Главная проблема современной Грузии – конечно же, не соперничество её ведущих политиков и группировок в борьбе за демократические идеалы. Когда-то щедрым спонсором этой кавказской республики выступал весь огромный Союз, в состав которого она входила. Ныне же экономический потенциал этой маленькой, но гордой страны крайне незначителен. Финансовой помощи Запада до недавнего времени вполне хватало на содержание «касты» деятелей, ведущих Грузию к разрыву добрососедских отношений с Россией, но было явно недостаточно для полноценных экономических преобразований в республике. Наверняка и впредь Вашингтон с Брюсселем не станут проявлять сколько-нибудь значительную щедрость для вывода Грузии из кризиса. Как эта ситуация отразится на жизни большинства грузин в ближайшие годы? Едва ли благополучно...