Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 сентября 2025 г.
Общество

Грядет искусственная беллетристика?

22 сентября 2025

По материалам немецкой печати

Владимир Соколов соб. корр. ЛГ по Германии

Запуск в ноябре 2022 года первой нейросети ChatGPT вызвал нарастающий поток текстов, созданных искусственным интеллектом. Начавшись с курсовых работ, аналитические обзоры информации быстро переросли в книги всех существующих видов и жанров. Всего за два года развелось столько как бы писателей, что издательству Kindl Direct Publishing, поставщику электронных книг для Амазона, пришлось ограничить число публикаций от одного автора – не более трех… в день.

Писателю настоящему, которому и года может оказаться мало для вынашиваемого романа, не хватит воображения, чтобы представить себе такую плодовитость. Пользователю ИИ вообще не нужно воображения, ему достаточно владения компьютером и нескольких аккаунтов в нейросетях.

Как продукцию ИИ оценивают издатели?

Не так давно по заданию Ассоциации книготорговцев Германии были анонимно опрошены 139 сотрудников издательств, ответственных за менеджмент и продажи. Опрос охватывал издательства всех размеров и направлений, от беллетристики до специальной литературы. Особенно широко представлены были средние издательства, выпускающие беллетристику.

Выяснилось, что спустя два года после появления ChatGPT лишь 9 % опрошенных оценивают нынешнее значение искусственного интеллекта для своей отрасли как высокое или очень высокое. При этом 84 % отдают себе отчет, что через 5 лет применение искусственного интеллекта может стать решающим для коммерческого успеха их предприятий.

Можно сказать, что издатели скорее озадачены возможностями ИИ, нежели окрылены. Меньше трети полагают, что шансы на успех когда-нибудь значительно перевесят риски, связанные с его приходом. Более половины думают, что шансы и риски примерно равны. Зато каждый седьмой уверен, что рисков будет больше, нежели шансов.

Наибольших препятствий издательства ждут в следующих аспектах:

  • Нехватка или полное отсутствие знаний, нужных сотрудникам для работы с ИИ
  • Недостаток технических ресурсов 
  • Чрезмерные затраты
  • Неясные возможности применения средств ИИ
  • Защита данных
  • Проблемы с авторскими правами
  • Риски нарушения законов
  • Сомнения в качестве текстов

Те же, кто применяет ИИ уже сегодня, используют его главным образом для генерации маркетинговых текстов и постов в социальных сетях. Но не только. Инструменты ИИ применяются редакторами для оптимизации процессов и анализа контента рукописей.

Наибольший потенциал издатели видят сейчас в маркетинге и наращивании продаж своей продукции. ИИ позволяет им быстро и недорого генерировать тексты, не содержащие имени автора, такие как описания книг для розницы. Кроме того, существующие инструменты ИИ позволяют составлять прогнозы продаж с точностью от 85 до 99 процентов.

Некоторые издательства Германии уже создают персонализированные рекомендации для конкретных читателей, основанные на их интересах. Учет интересов доходит до того, что на вкус читателя издатель может изменить имена главных героев и даже концовку произведения. Только купи, майн либер!

ИИ и литературное творчество

Исследователи этой темы остаются пока в убеждении, что настоящая, высококачественная литература – удел естественного интеллекта. ИИ не в состоянии понять содержание литературного текста, он в принципе умеет лишь генерировать шаблонные, логически бессвязные повествования. В отличие от них, «человеческие» романы создаются живой личностью, насыщены ее мыслью, опытом и переживаниями, даже когда они представляют собой сплошной вымысел. Читатели, а за ними книжный рынок, безошибочно чувствуют подлинность автора-человека, и лишь на основании этого доверяют тексту, о чем бы он ни был.

При этом, однако, даже авторы с высокой профессиональной этикой, с собственными стандартами качества, все чаще сами экспериментируют с ИИ. Из этой сферы они черпают идеи и вдохновение для новых произведений, с ее поддержкой развивают новые для себя концепции, проводят языковые эксперименты.

ИИ в научной литературе

В этой области издательского дела читатель более готов к восприятию книг, написанных искусственным интеллектом. На первом плане здесь отнюдь не эмоции, не чувства и образы, а именно то, в чем машина сегодня лучше человека – эффективность обработки огромных массивов информации, быстрый обзор едва ли не всех доступных источников. ИИ невероятно упрощает реферирование научной литературы, он может сразу указать журнал, наиболее подходящий для публикации данной статьи, дать список лучших рецензентов для нее.

ИИ в переводах

Научные книги уже регулярно переводятся с помощью искусственного интеллекта. С художественной литературой дело обстоит много сложнее. ИИ в принципе не справляется с выбором из множества синонимов единственно верного слова, не чувствует эмоциональной окраски словосочетаний, арго и диалекты ставят его в тупик. Издательства совершают новые и новые попытки, передавая переводчику-человеку для редактирования массив слов, переведенный до того ИИ. Однако переводчику приходится не просто редактировать, а сверять с оригиналом буквально каждую фразу. Это увеличивает объем работы человека и снижает его заработок, поскольку издатель ведь пытается сэкономить на применении ИИ, другой цели у этого эксперимента нет.

К тому же хороший переводчик не просто переводит, он слышит, чувствует текст, ощущает его ритм и музыку. Хороший переводчик окунается в атмосферу текста, понимает время и обстоятельства, в которых он написан, расшифровывает намеки и отсылки, рассыпанные по фразам. Машина на это не способна сейчас и вряд ли будет способна в будущем. Для этого ей мало стать человеком, нужно еще прожить собственную жизнь.

Как ИИ повлияет на литературную индустрию?

Сэм Альтман, основатель OpenAI, признает, что ChatGPT слабоват в сочинении историй, но обещает подтянуть его. При этом он разделяет серьезную обеспокоенность многих людей тем, что массовое производство текстов, даже очень хороших, создаваемых искусственным интеллектом, обесценит литературу и выхолостит сам язык. Однако Альман не видит угрозы существованию писательской профессии. Автор-человек неизмеримо превосходит машинного автора в генерации идей. А главное – искусственный интеллект ни на каком уровне своего развития не сможет заменить живое общение между двумя людьми, автором и его читателем.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «…А доброта – одна, на все времена»

    21.09.2025
  • Неразгаданная загадка

    21.09.2025
  • Crazy пирог

    19.09.2025
  • Чему учит трагедия Наговициной?

    18.09.2025
  • Тяга к деструктивному

    17.09.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец Эпоха и лица
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS