На прошлой неделе состоялся акт высшей легитимации Светланы Тихановской – она повстречалась с президентом США Джо Байденом. Ранее были встречи с европейскими лидерами, с госсекретарём США Энтони Блинкеном и его заместителем Викторией Нуланд, главной по переворотам на постсоветском пространстве, с советником президента по национальной безопасности Джейком Салливаном – необходимые ступени на пути к верховному главнокомандующему США.
Встреча длилась, по словам Тихановской, «порядка 15 минут» и, судя по фотографии, прошла «на ногах». Байден стандартно подтвердил, что «Соединённые Штаты поддерживают народ Белоруссии в его стремлении к демократии и защите прав человека». Зато «лидер белорусской оппозиции» проговорилась по существу: «Любые сделки, подписанные нелегитимным режимом, незаконны». Цель США на данном этапе – не допустить большей интеграции Белоруссии с Россией, не говоря уж про объединение.
Лидерский потенциал бывшего кандидата в президенты Белоруссии невысок, даже при всём обучении, через которое она успела пройти. По способностям тянет всё же пунктов на 4–5 по 10-балльной шкале. Удивительная в своей наивности, Светлана с искренней радостью поведала, как Байден ушёл, потом вернулся «и приносит мне кипу печенек из Белого дома! Говорит: «Светлана, у нас замечательные печеньки, подкрепитесь». Ну вы как знали, что у меня не было завтрака!» Со времён Нуланд на майдане в Киеве печеньки на русскоговорящем пространстве – как метка дьявола.
Но нехватка способностей – не проблема: с точки зрения управления агентом достаточно элементарных, а слишком умных на посты марионеток не берут. Госуправлением заниматься не придётся, стратегическое видение тоже продиктуют, а читать любой умеет.
Поразительно лишь то, что где-то американские выдвиженцы ещё котируются. Столько их промелькнуло за последние десятилетия! Настолько предсказуемы были слова и действия, что шансов поверить в их борьбу за благо народа нет. Надо сказать, кандидаты измельчали: раньше Вашингтон брал личности, скрывал связь с ними, создавал сеть вокруг и обеспечивал подготовку команды – как, например, при Борисе Ельцине. Теперь в ход пошли совсем простые экземпляры.
И каковы результаты? Кандидат для Венесуэлы Хуан Гуайдо – где он? А ведь «президента» из него сделали влёт. В январе 2019-го на митинге Гуайдо объявил себя исполняющим обязанности, принял присягу, через несколько часов Трамп признал его главой государства, и более 50 стран поторопились вослед. Европейские послы в Венесуэле, включая немецкого, ездили встречать в аэропорту самозванца как мессию. Просто унизительная сервильность!
Год спустя Гуайдо потерял пост в Национальной ассамблее Венесуэлы. А ещё через год, 6 января 2021-го, 27 стран Евросоюза заявили, что больше не считают его временным президентом. Он для них теперь «привилегированный собеседник». Но призывы к оппозиции объединиться против президента Николаса Мадуро остаются в силе.
Это удача для Минска и Москвы, что оппоненты слабоваты. Но отнюдь не повод для расслабления. Россия до сих пор не сформулировала столь привлекательной для белорусов идеи, чтобы они твёрдо захотели объединения, а этнического фактора в XXI веке слишком мало. Пока нет серьёзной идейной основы, западные кандидаты, даже не самые выдающиеся, будут находить приверженцев.
Вероника Крашенинникова, политолог
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции