«Гуманитариум» – это совместный проект Российской национальной библиотеки и Академии талантов Санкт-Петербурга, нацеленный на профессиональное ориентирование молодых талантов в области культуры, искусства и творческих индустрий.
Лекции, экскурсионные и профориентационные занятия, лаборатории и творческие встречи прошли на базе Российской национальной библиотеки. О проекте рассказывают организаторы и эксперты.
Владимир Гронский,
генеральный директор Российской национальной библиотеки:
– Молодому человеку, который смотрит в будущее, нужно состояться в профессии, овладеть определёнными навыками, которые сделают его востребованным. Задача нашего проекта – помочь ребятам, которые пришли в «Гуманитариум», выбрать именно то направление, которое станет делом всей их жизни. Мне кажется, участники замотивированы на профессиональный рост. Помочь им свой талант осознать, а затем вырастить, развить и сделать востребованным – задача нашего интенсива.
Благодаря участию в проекте Российской национальной библиотеки – научно-исследовательского, учебного и культурного центра мирового значения петербургские школьники получат уникальную возможность прикоснуться к раритетам российской и мировой культуры, погрузиться в историю печатного дела, узнать профессиональные секреты сохранения, восстановления и популяризации национального наследия. Лучшие творческие проекты участников войдут в сборник «Гуманитариум», который будет издаваться ежегодно и храниться в Российской национальной библиотеке. Лидеры конкурсов «Гуманитариума» получат целевые направления в гуманитарные вузы России.
Полина Давыдова,
куратор проекта:
– Во все времена между теоретическим школьным образованием и жизненной практикой было и существует известное противоречие, и это вовсе не новость сегодняшнего дня: школа даёт знание предметов, но не занимается интеграцией в профессиональную и социальную жизнь…
Задумывая проект, я исходила из того, что гуманитарно ориентированная молодёжь зачастую не знает о том обширном диапазоне профессий и специальностей, которыми она может овладеть, не осведомлена, в какой сфере деятельности гуманитарные способности могут быть востребованы.
Чаще всего молодые люди задумываются о профессиях искусствоведа, учителя, филолога, библиотекаря. В то время как в перечне гуманитарных специальностей, утверждённых Министерством науки и высшего образования, их не менее тридцати. Здесь и драматург, и продюсер, и лингвист, и сценарист, и художник-постановщик, и специалист в области изящных искусств, и звукорежиссёр. И мы с коллегами из РНБ, преподавателями гуманитарных и творческих вузов, деятелями культуры и искусства разработали комплексную программу, нацеленную на то, чтобы рассказать старшеклассникам о широком списке гуманитарных профессий, востребованных, в частности, современными библиотеками, музеями, театрами. Научить тому, как подготовить себя к вступительным испытаниям, как сдать творческий экзамен, который часто состоит из рецензии, сочинения, собеседования, демонстрирующих интеллектуальный багаж, творческие способности и социальный опыт.
Российская национальная библиотека – практически идеальная площадка для подобного профориентационного эксперимента. Здесь работают не только библиотекари и филологи, но и историки, архивисты, реставраторы, искусствоведы, специалисты в области издательского дела, дизайнеры, архитекторы – перечень востребованных специальностей практически бесконечен и возрастает по мере развития и внедрения новых технологий.
Ингрид Пильдес,
директор Академии талантов:
– Наш проект уникален, такого опыта взаимодействия ещё нет в России. Мы надеемся, что «Гуманитариум» благодаря невероятным возможностям РНБ и эксклюзивным форматам обучения в академии поможет школьникам получить предпрофессиональную подготовку и определиться с дальнейшим профессиональным треком, а также эффективно участвовать в профильных олимпиадах и конкурсах.
Участники проекта – в отделе рукописей Российской национальной библиотеки
Ольга Погодина-Кузмина,
эксперт проекта:
– Мы знаем, что есть огромное количество людей с уникальным опытом. А написать книгу о войне, например, или об испытании тяжёлой болезнью, или ещё о каком-то экстремальном опыте смогли единицы. Облечь свои мысли и свой жизненный путь в художественную форму – это большое искусство, которому надо учиться.
Я вспоминаю, как я начинала заниматься литературной деятельностью, – и рассказываю ребятам вещи, которые для меня когда-то стали откровением. Как представить свой проект? Как написать синопсис? Куда послать свой рассказ, сценарий, пьесу? Современному автору нужно уметь заявить о себе и презентовать свою работу.
На примере классических произведений мы пытались практически освоить такое кинематографическое понятие, как «логлайн»: это буквально три предложения, краткое содержание сценария. Мы пробовали написать логлайн к «Войне и миру» Толстого, «Горю от ума» Грибоедова, «Грозе» Островского. В трёх предложениях пересказать роман, комедию, трагедию – это совсем непросто, и зачастую такой краткий пересказ помогает понять суть самого произведения.
А как взаимодействовать с продюсером, режиссёром? Нужно понимать, что работа в сценарном деле и драматургии – это всегда умение отстаивать свои идеи и в то же время умение идти на компромисс. Необходимо иметь иерархию ценностей своего текста, в котором что-то для вас принципиально, и за это вы будете бороться. А в чём-то вы должны быть готовы уступить, услышать пожелания заказчика, что-то изменить в своём тексте. Творческий человек, пишущий человек, должен понимать: иногда мнение со стороны бывает очень важным опытом. И гораздо больше тебе в жизни помогают люди, которые тебя критикуют, чем те, кто тебя хвалит. Если ты работаешь для кино или театра – ты неизбежно должен владеть искусством коммуникации.
Мне кажется, что в проекте «Гуманитариум» нам с ребятами не только удалось подойти к пониманию природы драматургического конфликта, не только на практике попытаться сформулировать ситуации из собственной жизни в небольших литературных фрагментах, но и понять, какие задачи им придётся решать в будущем, на пути творческой реализации. Это и есть профориентирование. Помочь человеку понять: подходит ли ему эта профессия, хочет ли он заниматься именно этим делом? Что поможет молодому автору пробиться в закрытый, узкий литературный мир?
Я твёрдо убеждена, что, если начинающий автор предлагает какую-то интересную историю в любом жанре и форме, у него всегда есть шанс обратить на себя внимание. А станет он большим писателем или нет – жизнь покажет. И научит.
Подготовила
Анна Константинова