Многим пришлась по душе антимажорская направленность первого «Холопа», приятно также, когда отечественный фильм перегоняет по кассе западные блокбастеры, но невозможно было поверить в то, что подонка – сынка олигарха можно так быстро перевоспитать, даже потратив прорву денег, поместив его в другую эпоху. Надеяться на социальное примирение народа с нуворишами, его презирающими, крайне наивно, но именно на это кроме кассового успеха нацелен был первый фильм.
Думалось, что точно такие же задачи и у второго. Здесь в центре барышня Катя, да, тоже безбашенная, уверенная, что мамаша (Наталья Рогожкина), работающая во властных структурах, её изо всех бед вытащит. Но всё-таки героиня, которую играет Аглая Тарасова, не такое отвратительно сладкое чудовище, каким предстал в начале «Холопа» Милош Бикович. Кстати, здесь его Гриша уже вроде перевоспитавшийся, скучающий и потому вдруг возжелавший направить на путь истинный оторву Катю.
В целях перевоспитания вокруг неё устраивается более масштабный театр с огромной массовкой, в которой заметны те же артисты, что и в первом выпуске, – казалось, предстоит ещё более предсказуемая «постановка», которая в эпоху СВО была бы не очень уместна. Однако в не слишком убедительное комедийное зрелище ворвалась вдруг... рязановская «Гусарская баллада», действие прыгнуло в 1812 год.
Романтический патриотизм советского кино и современные пресыщенные мажорки? Неужели Катю пустят по стопам Шурочки Азаровой, а Гришу – поручика Ржевского? И да, у них любовь, она уже в гусарском мундире и попадает в военную круговерть, в которой смешались в кучу кони, люди, её возлюбленный в бою как бы гибнет, а она думает, что на самом деле... Катя ожидаемо, учитывая исконно-посконную симпатию наших мажоров к Парижам и Каннам, побежала сдаваться французам. Её ведут в шатёр Наполеона, которого смешно играет Павел Деревянко, но Катя вдруг абсолютно серьёзна, достаёт пистолет и направляет его прямо в лицо злодею... И слёзы на глазах от того, что артистка не придуривается, она верит в предлагаемые обстоятельства... И вспомнилось, как в «Странных людях» Шукшина Бронька Пупков в гениальном исполнении Евгения Лебедева рассказывает о том, как он проник в логово врага и говорит Гитлеру: «Ты смеялся?! А теперь умойся своей кровью, гад ты ползучий! За разрушенные города и сёла! За слёзы наших жён и матерей!» Бронька промахнулся, а Катя после того, как её пистолет дал осечку, без всяких шуток остервенело рвётся к Наполеону, пытаясь заколоть его шпагой... И, что самое удивительное, тут Катя уже не романтическая певунья Шурочка Азарова в исполнении Ларисы Голубкиной, а героиня той же актрисы из «Освобождения»... Или мне всё это показалось?
Тем не менее комедия о перевоспитании и классовом примирении приобрела современное звучание. Да, наше время удивляет. Даже некоторые господа, которых в любви к родине заподозрить было трудно, вдруг высказываются в том духе, что: «Да, война – это ужасно, но раз она уже началась, то надо побеждать!» – и едут на Донбасс, и поддерживают наших солдат в СВО.
Возможно, побывав в космосе, и режиссёр Шипенко что-то понял про нас, и зрители ответили рекордным наплывом.