Из 129 аккредитованных образовательных программ Чувашского государственного университета Рособрнадзором приостановлено 46, то есть 36%. Среди прочих под удар попали фармацевтические и медицинские специальности.
Когда врачей катастрофически не хватает, специалистов этих профилей университет готовить не сможет. Что же происходит и только ли вуз виноват в сложившейся ситуации?
В результате реформ, модернизации, оптимизации и прочих «инновационных» чиновных инициатив многие университетские курсы теперь читаются самоучками и дилетантами. Заведующими кафедрами, деканами, проректорами и ректорами становятся люди без учёной степени доктора наук. Для занятия такой высокой должности достаточно степени кандидата наук, а порой назначают и без неё. В советское время это было возможно лишь в виде исключения для особо важных персон компартии.
Вводятся предметы, не имеющие прямого отношения к будущей профессии, а базовые, профилирующие дисциплины и часы на их изучение сокращаются. Обесценился основополагающий принцип высшего образования – соответствие научной специализации педагога тем дисциплинам, которые он преподаёт.
В прежних Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС) по направлениям «Фармация» и «Лечебное дело», например, были следующие требования: «Не менее 60% всего преподавательского состава должны иметь учёную степень и звание, в т.ч. 10% – звание профессоров, остальные – опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Заведующие кафедрами выпускающих дисциплин должны иметь степень докторов фармацевтических наук, не менее 80% преподавателей специальных дисциплин – базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины».
В действующем ФГОС все эти требования аннулированы, никаких ограничений нет. Написано лишь, что «квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках». Но ссылка на квалификационные справочники абсолютно формальна. В них нет требования, чтобы образование педагога соответствовало профилю преподаваемой дисциплины.
Примитивизация образовательных стандартов имеет место не только по медицинским, но и по всем другим специальностям, в том числе таким как: «Испытание летательных аппаратов», «Самолёто- и вертолётостроение» (уровень специалитета), «Авиастроение» (бакалавриат). При таком положении вещей агроном может учить студентов на провизора, а ветеринар или архитектор на врача, юриста, авиамеханика и т.п.!
Всем известна крылатая фраза «Кадры решают всё», и она не потеряла своей актуальности и сегодня. Кадры могут возвести башню, но могут её и порушить.
Владимир Шевердов, доктор фармацевтических наук, Новочебоксарск