Метаморфозы плоского экрана
Лучше уж лампочка Ильича,
чем Прожекторперисхилтон!
ЗА УПОКОЙ САТИРЫ
Есть простая истина: юмор нельзя навязывать, бывает просто – смешно или не смешно. С помощью же программы «Прожекторперисхилтон» на Первом телеканале зрителей пытаются заставить поверить в обратное. Но тёртого россиянина на мякине не проведёшь, даже на Первом, даже в прайм-тайм. Лишь одна сносная шутка из десяти в программе – это не неудача, а катастрофа. Плоская и непрофессиональная «актёрская» игра ведущих, отсутствие интеллектуального юмора, позорная бытовуха и кухонная дешевизна – отличительные черты данного продукта «телеинженерии». В этом смысле эксперименты других каналов, в том числе даже НТВ – с программой Артура Пирожкова и К° «Ты смешной!» – значительнее, нежели жалкие потуги Первого.
В телевизионных кругах уже хорошо известно странное отношение к талантливым ведущим со стороны К. Эрнста. Ему свойственно патологическое нежелание вводить новых ведущих или создавать поле для появления новых лиц на экране, налицо стремление законсервироваться, укрыться в эфирной «гоголевской шинели». К 200-летию писателя мы наблюдаем новые метаморфозы подпольного бытия и бегства от реалий отдельно взятого телеканального босса. Напоминает это корпоративную и яростную личную ревность, боязнь появления в близкой ему телевизионной среде более достойных и талантливых людей. Похоже, что Константин Эрнст играет нынче абсолютно деструктивную и крайне консервативную (с точки зрения профессионализма) роль на важнейшем телеканале страны. При нём сегодня просто невозможно было бы появление, например, нового КВН – как идеи и как собирания одарённой молодёжи. А в старом КВНе, наезженном и приватизированном семьёй Масляковых, К. Эрнст отлично себя чувствует, будучи свадебным генералом в роли «председателя жюри» (именно и только в роли, а не в реальности). Ну мало ему должности гендиректора канала, дайте ещё, чтобы народ видел всю его власть воочию. Мнимая компетентность и якобы юмористичность речей данного бессменного председателя как «хозяина всея эфирности», завершающего собой другие, «менее значимые» выступления членов жюри КВН, выдаёт его с головой. Шутки из уст владельца последнего слова – вчерашние и натянутые, сказать просто нечего, менторский тон и псевдоирония – давно уже никого не вдохновляют. Зал КВН иногда вяло ему аплодирует, предполагая, что по-другому просто нельзя, ведь глаголет бессменный «глава самого первого» чуть ли не всю их юную жизнь (как быстро летит время!). Освистать было бы странно, да и почему-то принято считать, что речи и «шутки» К. Эрнста априори «ценны». Сегодня два царя, требующие безусловного поклонения – Масляков-старший и Эрнст, – властвуют эфирным временем КВН, видимо, не шутя предполагая, что им дано понимать что-то в молодёжном юморе. Однако меткие высказывания участников на сцене, связанные со сленгом, интернет-жизнью, чатами, кино и клубами современной молодёжи, им уже совершенно недоступны. Это другой мир и другое поколение. Но «старичкам» важно быть в жюри. «Не знаем – где надо смеяться, однако всё равно – засудим!» Вот их скрытый под столами жюри лозунг. Типичный «синдром Гусмана», только теперь распространившийся на всех арбитров, вплоть до их «покровителя».
ГОРМОНАЛЬНЫЕ ШУТКИ
По той же причине мы и пожинаем плоды КВН в виде «Комеди Клаба» и ему подобных телепрограмм. Желание молодых убежать от судейских «папочек» (кстати, уже давно «дедушек») из кавээновских ристалищ выразилось в освоении «на свободе» нецензурщины, откровенной «голубизны», кухонной сексуальной болтовни, подросткового словесного максимализма, граничащего с минимализмом в языковом выражении. Понятно, что мат – это бывает неожиданно смешно. Обсуждение темы секса – порой развлекательно. Смелость и дерзость высказываний – частенько тонизирует. Но пошлая игра с реальными культурными ценностями приводит к созданию шаблонных псевдоистин, которые сверстники-зрители из подрастающего поколения принимают за пример «классной жизни». «О дивный новый мир!» – восклицал когда-то Олдос Хаксли. Но вряд ли он имел в виду потный от духоты зальчик «Комеди Клаба», где за столиками с радостными лицами рассаживаются те, кто прибежал сюда в поисках собственного тщеславия, а вовсе не за настоящим юмором. Нам навязывают псевдообраз – будто бы такие «клубные» игры являются модными, передовыми, свежими. Беда, что молодые люди не знают: всё это уже давно старо как мир. Сконструированная «юмористическая богема», пытающаяся изо всех сил смыть с себя налёт провинциальности, озабоченности обустройством личной жизни и поисками секса, одновременно создаёт для себя удобное поле для полноценного и не шутейного заработка. Один из бывших кавээновцев недавно сказал, что это нормально, когда ребята из «Комеди» хотят и зарабатывают сумасшедшие деньги. Чем не пример для молодёжи, которая равняется на них и на им подобных. Ведь это успех, пусть и среди простаков (сиречь – лохов)! Известность! Деньги! Разве плохо?!
Глупо было бы рассуждать о том, что пошлость, хамство или ограниченность – это нехорошо. Гораздо важнее это понять тому, кто смотрит данную программу или пытается «достать» билетик на съёмки «в клубе». «Голубые огоньки» с гостями за столиками в зале превратились в «голубые подмигивалки» со сцены. Унисекс правит мозгами гормонально возбуждённых «экспромтщиков». Чем откровеннее шутишь на тему «ниже пояса», тем ты «умнее и круче». Превалирует психология подворотни. Вот так отсутствие простой культуры и начитанности порождает иллюзию «нестандартного понимания жизни».
Ну понятно, что даже Дмитрий Дибров нынче вошёл в число тех, кто прорывается в зал «Комеди». Вполне естественно желание человека попасть на телеэкран всеми доступными способами, пусть и в роли статиста. Приходится «косить» под молодого, натужно улыбаться за столиками частного «Комеди Клаба», принадлежащего нескольким владельцам, в основном выходцам из бывшей команды КВН «Новые армяне». Это они нашли «золотую жилу» и разрабатывают её «по полной». В основе – давно разработанные жанры американского образца. У «них» за океаном это уже надоело, у «нас» – как всегда, внове. Итоги налицо. Народ подхихикивает, именующие себя юмористами имеют выход в эфир, а владельцы – подсчитывают солидный куш.
Вот и весь «трезвый» юмор.
Кто-то воскликнет: а что, раньше не подсчитывали гонорары?! Райкин со Жванецким не за деньги разве работали? Ответ: да, конечно же, на юморе всегда зарабатывали и зарабатывают. Вопрос: на каком? И кому надо продвигать пошлятину? Думается, любителям рейтинга. А рейтинг и доходы нынче – синонимы. Не шуточные.
Выход же из многоканальной и совсем не смешной экранной оперетты прост: нужно и можно все данные программы запустить на специальный телеканал юмора. Кому надо, тот кнопочку нажмёт. Кому не надо – даже и не вспомнит. Деньги должны зарабатываться и храниться в специально отведённых для этого местах. Как и «позолоченные слитки псевдоюмора», для которых неплохо бы обществу заводить особые резервации типа зоопарков: кто-то зайдёт на спецканал, поглядит, как твари земные радостно отрыгивают и спариваются, поржёт, удовлетворит ностальгию по гормональной юности – и достаточно.
И достаточно!