Александр ДАРУГА, режиссёр: «И грозным временем правила любовь»
Иван Грозный становится, похоже, очень привлекательной фигурой для российского кинематографа. Если за весь советский период фильмы о русском царе сняли Сергей Эйзенштейн в 1944 г. и Геннадий Васильев в 1991 г., то в новейшей истории только за последние годы к образу русского царя кинематографисты обратились уже трижды. В 2009 году на экраны вышли сразу две картины: полнометражный «Царь» Павла Лунгина и телесериал «Иван Грозный» Андрея А. Эшпая. А недавно режиссёр Александр Даруга в рамках специальной программы правительства Москвы по поддержке отечественных телефильмов закончил съёмки четырёхсерийной картины «Грозное время».
– Александр, откуда такой режиссёрский интерес к Ивану Васильевичу?
– Если говорить об Эйзенштейне, то своего двухсерийного «Ивана Грозного» он снимал в годы Великой Отечественной войны. Кстати сказать, первую серию, которая получилась панегириком Грозному, Иосиф Сталин принял на ура, а вот от второй серии, в которой режиссёр показал кровавую сторону деятельности этого самодержца, «отец всех народов» пришёл в негодование. Геннадий Васильев картину «Царь Иван Грозный» снимал уже на излёте СССР – премьера состоялась в августе 1991 года. Получается, режиссёры вспоминали про Ивана IV в драматические моменты нашей истории.
Что же касается постановок последних лет, то мотивы коллег-режиссёров, взявшихся за исследование личности Грозного, я называть не возьмусь, могу сказать только о своих.
– И каковы ваши мотивы?
– Для многих наших современников Иван Грозный – это нечто страшное, мрачное, кровавое. Мне захотелось разобраться в этом. Скажу без бахвальства, что, готовясь к съёмкам, я прочитал об Иване Васильевиче если не всё, что про него написали историки, то очень многое. Он тиран, без всякого сомнения. Хотя своё царствование Иван Грозный начинал как реформатор. Он был одним из самых образованных людей своего времени. Например, он автор музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу, при нём в Москве открылась первая типография. При Иване IV были завоёваны Казанское и Астраханское ханства, началось присоединение Сибири. К завершению царствования Грозного площадь Русского государства стала больше площади всей остальной Европы.
Но самодержавная власть и кровь неразделимы. Я не знаю ни одного царя или диктатора – а царь всегда по сути диктатор, – который бы не проливал кровь. У Грозного был такой поминальник, куда он заносил имена людей, чью смерть считал необходимой. Там значится около шести тысяч имён. Другими словами, на совести Ивана IV, по его собственным подсчётам, было шесть тысяч убиенных безвинных людей. Да, мы называем Грозного варваром, кровопийцей, сатрапом. А кем тогда считать современника русского царя – французского короля Карла IX, с подачи которого в августе 1572 года во Франции за одну только Варфоломеевскую ночь было вырезано около 50 тысяч человек? Это, конечно, ни в коей мере не оправдывает преступлений Ивана Грозного, просто надо понимать, что кровавые диктаторы были не только в России. И таким было то грозное время с его грозными и жестокими законами. Одним из первых, кстати, на это обратил внимание Вадим Кожинов.
– Какой период жизни Ивана Грозного вы показываете в своей картине?
– Это период после смерти его первой и любимой жены Анастасии, в девичестве Захарьиной, с которой Иван прожил 13 лет. В 1560 году она внезапно умерла. Кстати, смерть жены сильно повлияла на 30-летнего царя, после этого события историки отмечают серьёзный перелом в характере его правления. Так вот с остальными жёнами (историки упоминают имена семи женщин) он безуспешно искал отдушину, которую потерял вместе с Анастасией. Это для меня и явилось толчком к началу истории.
Вообще наш фильм про любовь. Возвращается с Ливонской войны сын Малюты Скуратова Максим. Он, кстати, полная противоположность своему отцу, который был при Грозном мастером заплечных дел. Максим провёл в боях пять лет. Он помолвлен с дочерью боярина Морозова Еленой, которая ждёт его возвращения для того, чтобы обручиться. И в неё же, как потом выясняется, влюблён друг Максима князь Вяземский.
Не буду рассказывать всю историю, скажу лишь, что Грозный, спасая Елену Морозову от грабителей, которые убили её отца и подожгли дом, привечает её у себя. И этот человек, который великолепно играл в шахматы и предвидел игру на несколько ходов вперёд, понимает: с девушкой что-то происходит. Он знает, что в неё влюблены и Максим Скуратов, и Афанасий Вяземский. И царь пытается понять, что же в ней есть такого, что в неё влюблены сразу два таких выдающихся человека. И, увидев её искреннюю душу, он сам в неё влюбляется и становится третьим претендентом на сердце девушки. Взять как женщину он мог её очень просто, но для Грозного важно, чтобы она его полюбила. И он стал добиваться её любви.
– Добился?
– В картине мы видим отношение троих мужчин к одной женщине. Для первого важнее всего служение родине, долг перед страной и только потом любовь – это Максим Скуратов, очень честный человек. Второй любит её до такой степени, что готов предать, и предаёт – сначала друга, потом царя, затем страну. Князь Вяземский пускается во все тяжкие ради женщины и погибает. И третий, который считает, что всё, что находится в стране, – это его, но женщина должна прийти к нему сама. В конце концов так и случается. Елена, желая спасти от царского гнева жизнь Максима, жертвует собой и приходит к Ивану Грозному. Но вероломный царь всё равно отправляет Максима Скуратова фактически на верную смерть.
– Бросил в подвал или сразу отправил на дыбу?
– Ни то ни другое. Здесь мы затрагиваем эпизод, отчасти забытый историками, – битву при Молодях, которую, однако, некоторые исследователи по значимости сравнивают с Куликовской. В 1572 году крымский хан Девлет-Гирей второй раз пошёл на Москву. И тогда, несмотря на значительное численное преимущество, крымское войско остановили так называемые полки боярских детей под командованием князя Воротынского. Под деревушкой Молоди, что в 50 вёрстах от Москвы, они наголову разбили врага.
Так вот один из сюжетов этой битвы мы используем в своём фильме. На соединение с войском Девлет-Гирея идёт 20-тысячное ногайское войско. Чтобы попасть под Молоди, им нужно было пройти через лес. Но в те времена конники не ходили через леса – там они становились слишком уязвимыми. Ещё был обходной путь по Чёрному ручью. Воротынский выставил там всего 100 человек. Эта была «грозная сотня» – люди, которых Иван Грозный выпустил из тюремных подвалов. Что-то вроде штрафбата. А во главе этой сотни оказался Максим Скуратов. Враг через Чёрную речку не прошёл, правда, и вся сотня полегла. Только Максим чудом остался жив. И он по-прежнему любит Елену, которая находится в покоях Ивана Грозного…
– Кто играет главных героев?
– Роль Ивана Грозного исполняет Олег Долин. Кстати, я очень хотел, чтобы актёр, играющий царя, соответствовал физическим параметрам Ивана Грозного, а он был 180 см ростом и весил 90 кг – такой здоровый мужик! Максима Скуратова играет Александр Скотников. Князя Вяземского – молодой артист Михаил Гаврилов. Елена Морозова – студентка Щукинского училища Виктория Райкова, Бориса Годунова играет Алексей Панин, а Малюту Скуратова – Михаил Левченко.
Фильм сделан по сценарию Рустама Ибрагимбекова кинокомпанией «Ибрус». Продюсировал ленту Мурад Ибрагимбеков. Картину снимал оператор Иван Гудков, музыку написал талантливый ярославский композитор Андрей Комаров.
– А где велись съёмки?
– В Ярославле, Тутаеве и Ростове Великом. В Ярославле нас принимал Юрий Ваксман. Очень заметная личность – меценат, актёр, продюсер многих картин, владелец Камерного театра и ресторана «Дом актёра». Он обеспечивал съёмки и обслуживание нашей съёмочной группы. И не только нашей – за последние годы Юрий помог в организации съёмок около 180 фильмов.
– Из вашего рассказа следует, что вокруг картины, скорее всего, развернутся споры – не всё там однозначно. Тем интереснее узнать, когда можно будет её увидеть?
– Съёмки завершены, сейчас идёт монтажно-тонировочный период. К концу года мы закончим телефильм полностью.
ДОСЬЕ
Александр Даруга (родился 10 сентября 1961 года в Киеве) – режиссёр, сценарист, актёр. Окончил актёрский кинофакультет Киевского государственного института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого и режиссёрский факультет Киевского университета театра, кинематографии и телевидения. Служил актёром в различных театрах городов Сумы, Севастополь, Ярославль, Москва. Работал на украинском телевидении: на канале УТ-3, главным режиссёром телеканала «Интер», режиссёром канала «1+1», ISTV. Режиссёр картин «Вторые», «Снег на голову», «Маша и море», «Гербарий Маши Колосовой», «Клоуны» и др. Сценарист фильмов «Вторые» (соавтор), «Колье для снежной бабы» (Украина), «Не наезжай на Деда Мороза» (Украина).