Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

И художник, и реставратор

01 января 2007


В Государственной Третьяковской галерее, в Инженерном корпусе, – выставка, посвящённая Леониду Романовичу Астафьеву – художнику, реставратору живописи, проработавшему в Государственной Третьяковской галерее около 50 лет.


Судьба талантливого художника очень интересна. В том, что Леонид Астафьев свяжет свою жизнь с реставрационным ремеслом, не было никаких сомнений, эта профессия досталась ему по наследству. Это неудивительно, ведь его отец работал в Третьяковке реставратором, а семья жила во флигеле галереи у своих родственников Фёдоровых, также потомственных реставраторов. С самого детства двор галереи был для художника домом, Л. Астафьева окружали стены реставрационных мастерских, где он готов был проводить все дни и ночи.
В 1948 году Леонид Романович поступил в Московское областное училище «Памяти 1905 года». Несмотря на то что из-под рук живописца выходили прекрасные пейзажи, для дипломной работы в училище Л. Астафьев выбрал тему балета. Танец был для художника не просто увлечением. Окончив училище, Леонид Романович поступил в экспериментальный класс сольного танца Хореографического училища при Большом театре. На протяжении трёх лет Леонид Астафьев занимался в балетных классах и изучал историю музыки и театра. Это время, несомненно, отразилось на творчестве художника. Несмотря на тягу к танцу, любовь к живописи одержала верх. В 1956 году Леонид Астафьев переступил порог реставрационных мастерских Государственной Третьяковской галереи, где проработал всю жизнь.
За долгие годы работы в галерее через руки мастера прошли многие картины. Со своими коллегами по мастерской Л. Астафьев разработал методики, применяемые при реставрации таких шедевров, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина. Тяжёлый труд и высокий профессионализм мастеров были отмечены как на родине, так и международным сообществом реставраторов.
За проделанную работу Леонид Романович Астафьев получил звание художника-реставратора высшей категории и звание заслуженного работника культуры РФ. Он представлял галерею в Государственной комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры.
Помимо реставрационных работ, художник занимался собственным творчеством, будучи учеником таких великих живописцев, как И.И. Левитан, К.А. Коровин, В.Д. Поленов, В.А. Серов и других.
Леонид Романович умер в 2004 году, а уже в 2005-м в залах Третьяковской галереи состоялось открытие его первой персональной выставки, после чего его выставки прошли ещё в нескольких музеях Москвы и Подмосковья.
И теперь в память о замечательном художнике Третьяковка вновь открыла экспозицию его работ, а также выпустила альбом «Леонид Романович Астафьев. Жизнь и творчество».
На экспозиции представлены пейзажи России и Востока. Полотна Л. Астафьефа наполнены светлой грустью и глубокой душевностью. Посетители благодарят Леонида Романовича за трепетное отношение к красоте и за то, что они смогли вживую почувствовать дух России. Не это ли говорит о признании и об огромном профессионализме художника?

Дарья КЛИМОВА

Обсудить в группе Telegram

Дарья Климова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS