На ВВЦ в музейном комплексе «Рабочий и колхозница» состоялась выставка художественных работ белорусских и российских художников-реалистов под названием «Жизнь, опалённая войной».
Открывая выставку, Государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России Павел Бородин сказал: «Мы живы, пока помним. Проведение подобных акций и привлечение к ним внимания общественности и особенно молодёжи помогает не уйти в забвение подвигу наших народов и помнить главный урок этой войны – необходимость нашего единства».
Экспозиция выставки сформирована из произведений известных художников Михаила Савицкого, Георгия Поплавского, Валентина Сидорова, Николая Исаёнка, Гавриила Ващенко, запечатлевших на своих картинах не только образы воинов, но и всех людей военного поколения – тружеников тыла, взрослых и детей, переживших ужасы оккупации. В обращённых к зрителям лицах – всё пережитое, понятое и осмысленное, но главное – в них вера и целеустремлённость, простота и доброта, понимание того, что не хлебом единым жив человек.
По словам руководителя Фонда развития искусств и образования Елены Ахулковой, это не столько выставка, сколько художественно-поэтическая композиция. Каждая картина представлена в великолепной поэтической оправе из стихов российских и белорусских поэтов Янки Купалы, Булата Окуджавы, Ольги Берггольц, Якуба Коласа, Константина Симонова и многих других. Найти к каждой картине единственно верные слова было делом нелёгким, и уже практически подготовленная экспозиция претерпевала изменения по ходу размещения в залах выставочного центра. Художественную ценность этого симбиоза высоко оценили в Постоянном Комитете Союзного государства и предложили издать альбом по итогам выставки.
Белорусский художник Георгий Поплавский приехал на открытие выставки вместе с дочерью, тоже художницей. За серии живописных и графических работ «История и современность», графические циклы «Высокое небо», «Родина космонавтов», «Северный морской путь» и ряд других произведений Георгий Георгиевич номинирован на премию Союзного государства Беларуси и России в области литературы и искусства за 2010–2012 годы.
Манера письма Поплавского сложилась в 1960-е, в годы так называемого сурового реализма. На вопрос, когда Георгий Георгиевич начал рисовать, художник ответить затруднился: проще сказать, когда не рисовал. Первые профессиональные навыки получил в художественной студии Бобруйского дома пионеров. С тех пор прошло много лет, но до сих пор он с теплом вспоминает своего первого учителя, который приносил на занятия вязанку дров и топил помещение, чтобы пальцы у учеников не мёрзли и уверенно держали кисточку. Он заразил их желанием рисовать, дал им уверенность в своих силах. Может, именно поэтому на сегодняшний день в Белорусcкой академии художеств так много академиков родом из Бобруйска.
В 1947 году он поступил в только что открывшееся Минское художественное училище. Шестнадцатилетние подростки, они сидели за одними партами вместе с вернувшимися с войны 25-летними фронтовиками. Обзаведясь женой и маленькой дочкой, Поплавский начал работать в издательствах – иллюстрировать книги. Это занятие увлекло его надолго, и до сих пор не может до конца решить, кто же он – график или живописец.
На сегодняшний момент, наверное, не осталось художественной стихии, неподвластной Георгию Поплавскому. Он в совершенстве владеет техниками масляной живописи, акварели, литографии, офорта, рисунка пером. Его графические работы, посвящённые Великой Отечественной войне, стали эталонными. Он оформлял произведения Янки Купалы, Якуба Коласа, Ивана Мележа, был первым оформителем книг Алеся Адамовича, Василя Быкова, Владимира Короткевича, произведений Свифта, Шекспира, Петрарки, Шиллера. За оформление книги Якуба Коласа «Новая земля» Поплавский получил диплом «Красивейшая книга мира» на конкурсе в Лейпциге в 1968 году, а за иллюстрации к индийскому эпосу «Тирукурала» в 1973 году индийское правительство наградило Георгия Поплавского Международной премией имени Джавахарлала Неру.
Его работы находятся не только в Национальном художественном музее Беларуси, Могилёве и его родном Бобруйске, но и в Третьяковской галерее, Русском музее Санкт-Петербурга, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, Смитсоновском центре Питтсбурга и музее Нью-Орлеана США, музеях Украины, Австрии, Польши, Германии, Исландии, Швейцарии, Индии, Италии и других стран. Многие произведения мастера стали классикой отечественного изобразительного искусства. Сам Георгий Георгиевич не всегда знает, куда разлетаются из родного гнезда его художественные детища. Бывали случаи, когда ему звонили из Петропавловска-на-Камчатке или Днепропетровска и просили рассказать что-нибудь о его картине, приобретённой их музеем.
Список наград, которые получил Поплавский («заработал» – делает акцент Георгий Георгиевич), можно издать отдельным каталогом: премия IV биеннале графики в Кракове, Золотая медаль ВДНХ СССР, премия Ленинского комсомола Белоруссии, орден Дружбы народов, золотая медаль имени Пушкина и медаль имени Ю. Гагарина за цикл «Высокое небо», посвящённый освоению космоса. На вопрос: что может изменить ещё одна награда, пусть и «союзная», в жизни настолько состоявшегося художника, Георгий Георгиевич ответил, что изменить, наверное, уже ничего не может, но очень взбодрит.
На нынешней выставке кроме живописных полотен были представлены его графические работы, и каждый желающий может определить для себя, кто же Поплавский больше: график или живописец? У самого художника на этот вопрос однозначного ответа нет.