В ЦВК «Экспоцентр» прошла VII выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «Ладья».
Ежегодный «Творческий отчёт», проводимый ассоциацией «Народные художественные промыслы России» при поддержке Министерства культуры страны, Министерства промышленности и торговли и правительства Москвы, – одно из самых красноречивых доказательств того, что промыслы наши способны выжить даже в самых неблагоприятных условиях.
Кризис кризисом, а ярмарка в «Экспоцентре» шумела, пела и плясала, как ей на Руси и положено: показы мод, театрализованные представления, концерты – веселись, народ, кому как любо. Мастера, съехавшиеся на «Ладью-2008» со всех концов страны – от Таймыра до Смоленска и от Владикавказа до Архангельска (более четырёхсот предприятий – цифра по нынешним временам достаточно внушительная), – свой товар лицом показывали, гости, действительно многочисленные, запасались оригинальными подарками на все длинные праздники, благо выбор был на любой кошелёк и на любой вкус. И что уж совсем замечательно – можно было не только купить кружева или шаль, изящное украшение из финифти или лаковую шкатулку, но и увидеть, как эта красота на свет появляется, и даже попробовать самому кисть или стамеску в руки взять и нарисовать цветочек на блюдечке или попробовать самую простенькую ложку выточить. Всех своих секретов мастера не раскроют, но прикоснуться к чуду творчества позволят каждому. Было бы желание.
Кто-то, возможно, сочтёт это «аттракционом»: чему, мол, можно научиться за десять-двадцать минут, да даже за целый день, если нашлись бы энтузиасты столько времени на это дело потратить. Но ведь цель тут иная – не научить ремеслу, а пробудить генетическую память, вспомнить о корнях своих, об истоках. Не зря же твердят мудрецы уже три тысячи лет: нет будущего у народа, который не помнит, не дорожит своим прошлым. Царства гибнут, империи рушатся, но человечество до сих пор к урокам истории относится с изрядной долей пренебрежения.
Однако спустимся с вершин философии в долины повседневности. Ведь «Ладья» – не только праздник. Здесь хоть и потехе – время, однако же и делу – час. Потому что проект этот задумывался не только как выставка достижений, но и как пространство для серьёзного диалога профессионалов. Деловая программа выставки была очень насыщенной: три-четыре специализированных семинара ежедневно. Круг проблем показателен: сохранение традиций и их сочетание с новыми материалами и технологиями, использование приёмов народных промыслов при создании современной продукции, в частности одежды, посуды, предметов домашнего обихода, эстетическое воспитание подрастающего поколения, подготовка молодых кадров, вопросы финансирования и стратегического управления предприятиями промыслов, продвижение продукции промыслов на внутреннем и особенно на международном рынке, государственная политика в этой сфере.
О том, насколько сложна ситуация, сложившаяся вокруг народных художественных промыслов, «Литературная газета» писала не раз. Положительная динамика, как выразились бы в данном случае аналитики, безусловно, имеет место, но, к сожалению, она не столь ярка и очевидна, как этого хотелось бы всем заинтересованным лицам. На Руси испокон веку в обычае было важные дела всем миром решать. Спасение и возрождение народных промыслов (есть среди них и такие, которые в буквальном смысле слова находятся на грани полного исчезновения) требует энергичных усилий и от центральных органов власти, и от властей на местах, и от руководителей самих промыслов. В этой области проблемы экономические слишком тесно переплетаются с проблемами нравственными, чтобы можно было просто сидеть и ждать, когда ситуация разрешится «сама собой». Железные правила рынка здесь вторгаются в область искусства, в область творчества, где правят совсем другие законы и нужна очень взвешенная грамотная стратегия, которая позволила бы им взаимодействовать не во вред, а на пользу друг другу. И если она не будет выработана, то лет через двадцать дети наши настоящую гжель да кубачинские кувшины смогут только в музее увидеть.
ОТ РЕДАКЦИИ. Этим материалом мы подводим предварительный итог большому, подробному и достаточно острому разговору о народном искусстве, национальных промыслах и современных проблемах отрасли, который на протяжении последних двух лет вёлся на страницах «ЛГ». В рамках его своё мнение на насущные проблемы высказывали и сами мастера, и руководители их организаций, и государственные мужи, и искусствоведы, и журналисты… Надо заметить, что пафос практически всех выступлений един: необходимо сохранять, надо поддерживать, нельзя мешать божий дар традиций и яичницу особо опасной в данном случае коммерциализации. А вот пути видятся порой диаметрально противоположными… Какое из направлений было более верным, сможет показать только время.
Пока мы вполне довольствуемся тем, что смогли пусть в небольшой степени, но повысить градус общественного внимания к этой, безусловно, болевой точке отечественного художественного процесса. И сегодня ставим, конечно же, не точку, но многоточие…