Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 декабря 2021 г.
  4. № 48 (6811) (01.12.2021)
Спецпроекты ЛГ Настоящее Прошлое

И «Ленин» всегда впереди

3 декабря 1959 года первый атомный ледокол начал нести свою вахту

01 декабря 2021

Этот ледокол – первый в мире атомный – символ достижений отечественного атомного ледокольного судостроения. С ним связано много интересного и удивительного. Начать с того, что с момента закладки столь крупного и технически сложного (особенно для своего времени!) судна до спуска на воду прошло немногом более года. Его заложили летом 1956-го на судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде, а уже 5 декабря 1957-го спустили на воду. 3 декабря 1959 года «Ленин» был сдан Министерству морского флота, стал нести вахту в составе Мурманского морского пароходства. Отечественные корабелы вошли в элиту мировой отрасли.

Сердце судна – ядерная энергетическая установка – монтировалась в 1958–1959 годах. Более 500 предприятий Советского Союза создали для атомохода 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования. Например, судовые турбины   выпускал знаменитый Кировский завод, главные турбогенераторы – Харьковский электромеханический, гребные электродвигатели – ленинградский завод «Электросила».

Ленин покраска названия.jpg

К спуску на воду ледокол готовили рабочие  судостроительного завода имени А. Марти в Ленинграде


За 30 лет службы «Ленин» прошёл более 650 тысяч морских миль, провёл 3740 судов, стал надёжной обсерваторией и испытательным полигоном, где оттачивали ядерные технологии, готовили кадры, накапливали знания о круглогодичных высокоширотных экспедициях. Ледокол вызывал интерес всюду. В ходе строительства и испытаний на его борту побывало множество делегаций и представителей разных государств, в том числе премьер-министр Великобритании Г. Макмиллан, вице-президент США Р. Никсон, ряд министров КНР.

Строительство «Ленина» связано с именем бывшего министра судостроительной промышленности СССР Бориса Евстафьевича Бутомы. Герой Социалистического Труда, он возглавлял отрасль 23 года. Отвечал за реализацию таких проектов, как первая в стране атомная подводная лодка проекта 627 и первая в мире ракетная подлодка проекта B611. При нём построены суда «космической флотилии», участвовавшие в космических программах Советского Союза, а флот СССР стал океанским, судостроительная отрасль вошла в число мировых лидеров. Минувшим летом по инициативе Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) была открыта мемориальная доска в его честь на доме в Москве по адресу: ул. Поварская, 31/29, где Бутома жил в последние годы.

 


С момента, когда ледокол «Ленин» стал нести службу, прошло 62 года. Многое изменилось, но Россия по-прежнему крупнейшая ледокольная держава. Сумеем ли удержать почётное звание? Что для этого необходимо? Отвечает генеральный директор ОСК Алексей Львович Рахманов:

 24 hf[vfyjd.jpg

– На мировом рынке судостроения жёсткая конкуренция ощутима в сегменте готовых продуктов с высокой добавленной стоимостью. Именно тут у ОСК сильные позиции: это ледокольный флот, обслуживание нефтегазодобычи на шельфе, освоение арктической зоны. ОСК обеспечивает потребности наших компаний в ледоколах, транспортных, научно-исследовательских, аварийно-спасательных и вспомогательных судах, в морской технике для освоения Арктики. Мы располагаем самым мощным ледокольным флотом и единственным в мире атомным ледокольным, лидируем в освоении высоких широт.

Однако нельзя почивать на лаврах, необходимо постоянное развитие. Не грех и учиться, даже у конкурентов. Примером использования передовых технологий, в частности СПГ как моторного топлива, может служить Норвегия. Нам тоже следует идти по пути улучшения экологичности судов.

Иногда наш главный конкурент – собственная нерасторопность. Например, лишь геополитическая ситуация подтолкнула к тому, чтобы искать внутренних поставщиков и самим производить ключевые детали. Если бы не санкции, мы вряд ли бы стали создавать производство морских газотурбинных агрегатов, которые до этого покупали на Украине.

Что касается соперничества с внешними игроками, то ни одну из «арктических» стран не следует сбрасывать со счетов. Труд наших предшественников, тех конструкторов, инженеров, рабочих, которые создавали ледокол «Ленин», является для нас непреходящим примером.

Тэги: Дата Владимир Сухомлинов Ленин
Обсудить в группе Telegram

Владимир Сухомлинов

обозреватель отдела «Политика»... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Оживление Фани Каплан

    210 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • «Я воюю против клеветы»

    105 голосов
  • Не допустить дьявола

    91 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS