Этот ледокол – первый в мире атомный – символ достижений отечественного атомного ледокольного судостроения. С ним связано много интересного и удивительного. Начать с того, что с момента закладки столь крупного и технически сложного (особенно для своего времени!) судна до спуска на воду прошло немногом более года. Его заложили летом 1956-го на судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде, а уже 5 декабря 1957-го спустили на воду. 3 декабря 1959 года «Ленин» был сдан Министерству морского флота, стал нести вахту в составе Мурманского морского пароходства. Отечественные корабелы вошли в элиту мировой отрасли.
Сердце судна – ядерная энергетическая установка – монтировалась в 1958–1959 годах. Более 500 предприятий Советского Союза создали для атомохода 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования. Например, судовые турбины выпускал знаменитый Кировский завод, главные турбогенераторы – Харьковский электромеханический, гребные электродвигатели – ленинградский завод «Электросила».
К спуску на воду ледокол готовили рабочие судостроительного завода имени А. Марти в Ленинграде
За 30 лет службы «Ленин» прошёл более 650 тысяч морских миль, провёл 3740 судов, стал надёжной обсерваторией и испытательным полигоном, где оттачивали ядерные технологии, готовили кадры, накапливали знания о круглогодичных высокоширотных экспедициях. Ледокол вызывал интерес всюду. В ходе строительства и испытаний на его борту побывало множество делегаций и представителей разных государств, в том числе премьер-министр Великобритании Г. Макмиллан, вице-президент США Р. Никсон, ряд министров КНР.
Строительство «Ленина» связано с именем бывшего министра судостроительной промышленности СССР Бориса Евстафьевича Бутомы. Герой Социалистического Труда, он возглавлял отрасль 23 года. Отвечал за реализацию таких проектов, как первая в стране атомная подводная лодка проекта 627 и первая в мире ракетная подлодка проекта B611. При нём построены суда «космической флотилии», участвовавшие в космических программах Советского Союза, а флот СССР стал океанским, судостроительная отрасль вошла в число мировых лидеров. Минувшим летом по инициативе Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) была открыта мемориальная доска в его честь на доме в Москве по адресу: ул. Поварская, 31/29, где Бутома жил в последние годы.
С момента, когда ледокол «Ленин» стал нести службу, прошло 62 года. Многое изменилось, но Россия по-прежнему крупнейшая ледокольная держава. Сумеем ли удержать почётное звание? Что для этого необходимо? Отвечает генеральный директор ОСК Алексей Львович Рахманов:
– На мировом рынке судостроения жёсткая конкуренция ощутима в сегменте готовых продуктов с высокой добавленной стоимостью. Именно тут у ОСК сильные позиции: это ледокольный флот, обслуживание нефтегазодобычи на шельфе, освоение арктической зоны. ОСК обеспечивает потребности наших компаний в ледоколах, транспортных, научно-исследовательских, аварийно-спасательных и вспомогательных судах, в морской технике для освоения Арктики. Мы располагаем самым мощным ледокольным флотом и единственным в мире атомным ледокольным, лидируем в освоении высоких широт.
Однако нельзя почивать на лаврах, необходимо постоянное развитие. Не грех и учиться, даже у конкурентов. Примером использования передовых технологий, в частности СПГ как моторного топлива, может служить Норвегия. Нам тоже следует идти по пути улучшения экологичности судов.
Иногда наш главный конкурент – собственная нерасторопность. Например, лишь геополитическая ситуация подтолкнула к тому, чтобы искать внутренних поставщиков и самим производить ключевые детали. Если бы не санкции, мы вряд ли бы стали создавать производство морских газотурбинных агрегатов, которые до этого покупали на Украине.
Что касается соперничества с внешними игроками, то ни одну из «арктических» стран не следует сбрасывать со счетов. Труд наших предшественников, тех конструкторов, инженеров, рабочих, которые создавали ледокол «Ленин», является для нас непреходящим примером.