…проявление нашей чувствительности почти не влияет на дальнейшие наши поступки и поведение…
Марсель Пруст
«По направлению к Свану»
Мои тётя и двоюродная бабушка одно время работали на мясокомбинате. Это они мне, ещё ребёнку, рассказывали, что кони плачут, когда идут на убой. В такие дни в Кургане всегда стоял удушливый, тошнотворно-сладкий запах крови. Я, конечно, не Брижит Бардо, выступать против убийства животных не буду, но что-то похожее на чувство стыда меня терзает. Я склонна думать, что те люди, которые убивают животных на фермах и скотных дворах, гораздо лучше, честнее, что ли, нас. Тех, кто просто ест колбасу, – и лошади кровавые в глазах не прыгают. Убивать чужими руками очень легко. Ленин тоже священников не сам расстреливал.
И вот открываю «Краткую энциклопедию фермера» и цитирую для любителей «Докторской»:
«Нельзя подгонять животное на площадку палками, прутьями, криком». (Вы думаете, о гуманности идёт речь? Нет, о гастрономии!) «Возбуждение, страх и боль вызывают усиленный приток крови к мышцам, задерживают её в сосудах, поэтому обескровливание проходит недостаточно полно, что снижает пищевые и технологические свойства мяса…»
Зачем читать криминальную хронику? Читайте энциклопедии!
«Убивают кроликов следующим образом: одной рукой поднимают его за задние конечности, а другой наносят металлическим прутом с надетым на него резиновым шлангом сильный короткий удар по затылку сзади. Если удар был достаточным, то из ноздрей и ушей животного должна хлынуть кровь. В противном случае надо повторить удар или концом ножа удалить у кролика глаза или разрушить носовую перегородку».
Фу ты! Какая-то несвоевременная сентиментальность! Чтобы чувствовать себя увереннее в дни мясоеда, не нужно выделять себя из животного мира. То есть от хищной его половины. «Попользуйся, брат мой», – говорил в «Фиесте» Хемингуэй.
Странное дело, что homo sentimentalicus жесток. Переход от слёз к агрессии мгновенен. Жалел же Раскольников приснившуюся ему лошадку, которую хлестали по глазам, а потом взял топор и убил двух женщин. Ну хорошо, у одной мерзкий характер плюс мерзкий крысиный хвостик, но ведь её сестра была добрейшим существом, кстати, всегда беременным. Значит, не двух, а трёх убил.
Ещё примеры. Служащий концлагеря, отличающийся особой изощрённостью, в детстве не мог видеть, как мама расправляется с курицей. Откуда что берётся! А служанка Прустов рыдала над описанием заболевания, но, увидев судомойку, которая мучилась именно этими симптомами, была обозлена, что её подняли ночью с постели.
«Хочешь быть нормален, иди в стадо», – советовал Чёрный монах. Это утверждение читается и в обратную сторону: в стадо нужно идти с уравновешенной нервной системой. Неврастеник и сам расстроится, и мясо невкусным сделает.
Нет, уж лучше в театр, там всё понарошке…