В далёких 70-х «Правда» привела четверостишие: «Чёрная подлодка. / Чёрная вода. / Чёрная пилотка. / Красная звезда». Символизм каждой строки память сохранила до сих пор. Запомнилось и имя автора – Борис Орлов.
В начале 90-х были популярны так называемые квартирники. Их участником был и Орлов. На его стихи звучали песни…
По-моему, основу его творчества составляет честь офицера, честность и бескомпромиссность, подтверждаемые личной болью за судьбу страны.
Орлов видит своим собеседником такого же патриота, как и он. Поэт его убеждает в главенстве единственной Правды, достойной остаться в памяти. Её составляет общность судьбы страны и поколения, долг и взаимоуважение. На фоне всего, что происходило со страной в последние десятилетия, это заявка на эпическую достоверность: «Душа болит. Довольно спать! Довольно! / Нам защищать духовный Сталинград! / Избу покину. И на колокольню / Я поднимусь – и загремит набат...» Главное для поэта – чтобы услышали этот набат. И только поэтому – его самого.
Борис Орлов смог свести воедино опыт выпускника военно-морского инженерного училища и Литературного института. Репутация обоих вузов от этого только выиграла.
Авторы, близкие к православию, скажут о «молитвенности» многих стихов Бориса Орлова. Например, таких: «И море слушаю, и сушу / И небо – тысячи дорог, / Темнею. Но молитвой душу / Очищу. Мне поможет Бог»... Он родился в семье простых сельских тружеников. Порядочных, помнящих своё родство, значит, богобоязненных. Городское же сознание поэта Орлова воплотилось в его стремлении к популяризации Поэзии как жанра, не всегда привычного даже для вдумчивых читателей.
На выбор «мысли и слова» поэта Орлова повлияли и служба на атомном подводном крейсере, и более чем 15-летнее руководство военно-морскими изданиями. При разном отношении к служивым людям нельзя не признать, что свойственная им чёткость целеполагания дисциплинирует (воспитывает) больше, чем собственное руководство, в данном случае – литобъединением (ЛИТО). Образно говоря, «Путь на моря» (название ЛИТО, которое Орлов «одухотворял» при Вс. Азарове, а потом и возглавил) открыл ему обратный путь – на «сушу», где легче «споткнуться» и «не все друг другу улыбаются»... Но мы улыбнёмся: петербургской поэзии повезло с фамилией Орлов. Поэтому не обойдём вниманием и 20 летнее руководство Орловым петербургским отделением Союза писателей России.
Ничего и никого не идеализируя, выскажу мнение: Борис Орлов смог опереться на признаваемых литераторов. А они, в свою очередь, признали его. Притаиться, сфальшивить и надавить в этом сообществе никому не удаётся. Поддерживаю мысль Орлова о целесообразности объединения петербургских литераторов. Время нынче такое. Поддерживаю тех, кто считает, что потенциал Бориса Орлова не исчерпывается творческой средой. Хотя статус одного из признанных поэтов-современников «культурной столицы» неоспорим и на многое мобилизует.
Подборка стихотворений Бориса Орлова "Мы стремимся к свету"