Восток – дело близкое, Иерусалим – святое. – М.: Грифон М, 2009. – 543 с.
Пожалуй, перед нами первое в своём роде мемуарно-историческое повествование о событиях на Ближнем Востоке за последние 60 лет. Его авторы – журналисты-международники, историки-востоковеды в двух поколениях – не претендуют на всесторонний охват происходивших в этой части земного шара событий. Но они были живыми свидетелями многих, в том числе и самого продолжительного после Второй мировой войны конфликта ХХ века на Ближнем Востоке.
Оба автора не один десяток лет в разное время проработали в ближневосточных странах – сначала военными переводчиками, затем – корреспондентами. Старший – ТАСС и «Правды», а младший – «Литературной газеты».
В разные времена этот регион действительно был близким для России не только географически, но и в экономическом, политическом, военном планах. При этом для православных россиян – особенным и в духовном смысле. С объявлением же «глобальной антитеррористической войны», после того, как театр этой войны распространился на Центральную Азию и соседний с Россией Афганистан, охватил и значительную часть постсоветского пространства Кавказа и Черноморско-Каспийского региона, ближневосточные конфликты придвинулись к нам вплотную.
Последствия террористического насилия, всё ещё незавершённой «столетней войны» на «святой» и библейских землях ещё более усугубились с началом глобального финансового и экономического кризиса. Теперь метастазы этих войн угрожают распространиться на соседние Иран, Сирию, Пакистан, Африку…
Книге предпослано предисловие покойного Чингиза Айтматова. В нём всемирно известный писатель-гуманист пророчески сделал акцент на антигуманной сущности противостояния террора и антитеррора, когда оно как на «близком к России Востоке, так и на недалёком от неё Западе» освящается именем Бога.
Под впечатлением посещения святых мест трёх авраамистических религий на библейских землях у авторов и родился замысел книги. Не из-за нерешённой ли проблемы Святого для трёх религий Иерусалима разгорелся там непотушенный до сих пор пожар всех войн без побед? Не здесь ли кроется причина противостояния не только мира ислама с «иудеохристианской цивилизацией», но и Востока с Западом, террором и антитеррором? Не возвращается ли Ближний Восток, а с ним и весь мир в «эпоху раннего Средневековья и религиозных войн»? Как можно под то, что там происходит, подвести современное международно-правовое обоснование? Тем более, найти моральное оправдание? Где проходит грань между террором и антитеррором? Как провести границу между Добром и Злом, различить высокий Божий замысел от дьявольского злого умысла?
На какие-то из этих нелёгких вопросов читатель сможет найти убедительные ответы, подкреплённые не только фактами истории, но и личными наблюдениями авторов. На другие вопросы пока не могут дать ответы ни авторы, ни герои их повествования. Книга приглашает читателя к размышлению, спору.