Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

И он там был…

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Л. Нецветаев и его картина «Пушкин у Карамзина в 1819 году»; Фото автораВ богатой изобразительной пушкиниане есть тропининский Пушкин, репинский, Пушкин Серова, Кипренского, Фаворского… На старом Арбате, в доме, где жил поэт, открылась камерная выставка ульяновского художника, лауреата Золотой Пушкинской медали творческих союзов России Льва Нецветаева.

Живописные и графические работы разных лет художник представил публике как некий итог многолетнего осмысления и творчества Пушкина, и его судьбы. Если перед портретистом, работающим с моделью, стоит задача уловить главное в своём герое, то Нецветаев решает сложнейшую и коварнейшую задачу – угадать. Успешно или нет – судить зрителю, но поэта, обладавшего, как известно, весёлым нравом, редко изображают с улыбкой на устах. Смеющийся Пушкин? Да, ничто человеческое ему не чуждо! «Сценки из жизни Пушкина» – попытка взглянуть на великого человека именно как на человека, каким он бывает в минуты радости или горести. Человек принципиально первичен в работах Нецветаева.

Весьма удачна графическая часть экспозиции: свободная очерковая линия, точнейшие штрихи, лаконичность композиции. Колористическое решение продиктовано по большей части двумя противоположными настроениями: романтическая светлая палитра пастельных тонов – для жизнерадостных сюжетов и мрачная тяжёлая гамма – для эпизодов драматических. Перекликаются друг с другом – не только по колориту, но и по смыслу – картины «Доктора» и «Чёрный человек». На первой – две чёрные фигуры заслоняют лежащего в муках на смертном одре поэта, лицо которого озарено тёплым пламенем свечи, на второй – освещённый Моцарт, перекрытый чёрным силуэтом, приближающийся к роковой черте…

Нецветаев часто отходит от прямой иллюстративности: давая картине название пушкинской строчкой, он не передаёт художественными образами содержание и смысл стихотворения. Художник просто вкладывает строчку в уста поэта, который вот только что в себе самом «чувства лирой» пробудил. Мы видим рождение слова, мысли, идеи, приведшее к мгновенному всплеску эмоций. Именно эмоцию пишет художник, он словно наблюдает за Пушкиным со стороны. Вот Пушкин с пером в руке в белоснежной, раздуваемой ветром сорочке сидит под величественным дубом, окрученным «златой цепью», по которой мерно и хитро вышагивает Кот учёный. Поэт улыбается, вслушиваясь в сказку, и уже готов её записать. Непосредственность, даже некоторая наивность этого полотна отсылает нас к шутливому признанию Пушкина в финале «Сказки о царе Салтане»: мол, «Я там был: мёд, пиво пил – И усы лишь обмочил». Создана ироничная двойная аллюзия: мол, и Лев Нецветаев там был…

Арина АБРОСИМОВА

Выставка открыта до 28 февраля в Государственном музее А.С. Пушкина по адресу: ул. Старый Арбат, дом 55/32 (вход с Денежного переулка).

Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS