Андрей Косов. Аккорды судьбы. Стихотворения. – Коломна: Серебро слов, 2020. – 60 с.: ил.
Вот, казалось бы, не так давно я представлял стихи Андрея Косова читателям «Литературной газеты» (№10 за 2015 год), а человека уже нет. И я держу в руках посмертную книжечку, выпущенную близкими и друзьями поэта. Сюда вошли стихи и песни разных лет; тут и восьмидесятые, и девяностые, и нулевые, и десятые годы вперемешку. Отдельные стихи вообще идут без даты, что, в общем, не принципиально.
Здесь принципиально другое – некоторые тексты являются не столько стихами, сколько песнями. Это видно даже по названию сборника. Поэтому оценить их отдельно от музыки порой бывает сложновато. Косов был основателем КСП «Огненные барды», обладателем различных наград, активно занимался с творческой молодёжью. И его нужно воспринимать именно в этом ключе – как поэта с гитарой. Песенная основа его текстов видна невооружённым глазом, но кто сказал, что это плохо? Часто это как раз играет на руку стихам. Вот, например, как начинается стихотворение, посвящённое погибшим друзьям Косова из Рязанского училища ВДВ:
Помолись – я верю в Божий суд!
Помолись – судьбу не изменить,
Чтобы вмиг раскрылся парашют,
Чтобы трассерам меня не сбить.
Вполне допускаю, что это песня. Но и как отдельное стихотворение звучит достаточно убедительно. А вот «Девчачья» – о школьном выпускном – это уже именно песня:
По весне звенят капели,
Голос будущего нем,
Но когда мы повзрослеем,
То простим мы всё – не всем.
Стихи Косова мелодичны, легки для восприятия, не перегружены образами и метафорами. Они и писались как стихи, могущие стать песнями или же сразу становившиеся ими. Потому, наверное, от них не устаёшь. Менее удачное просто пролистываешь, более удачное перечитываешь, задумываешься.
В книге немало ностальгических стихов. К таким относится, допустим, «Карачарово. Детство»:
Один бычок курили на троих
В родном прогорклом школьном туалете,
Мы говорили: «Прима» – это шик.
И нет страны прекраснее на свете».
Пожалуй, каждый экс-сорванец обладает подобными воспоминаниями. Но не каждому они кажутся значимыми. А вот для Косова это было важно, именно потому он развивает тему:
А что года? Как едут, так и скачут,
Кто в лагерях, а кто от водки сгинул,
Но нам казалось, вот она – удача,
Рисует будущего вечные картины...
Трогательное отношение к своему детству заставляет по-иному взглянуть на сына, которому Косов посвящает проникновенные стихи:
Своею эпохой мы слишком горды
И слишком мудры – не по нашим годам,
Всё реже заходим мы в детства дворы,
И память всё реже сочувствует нам.
Но всё же всегда в золотом сентябре
Мы чувствуем боль –
да простит нам глагол.
И маленький мальчик в соседнем дворе
Играет в футбол, играет в футбол...
К недостаткам книги я бы отнёс её небольшой объём и последний раздел, в котором приведены рукописные копии стихов Косова. Увы, но мелкие буковки и неидеальный почерк покойного автора не позволяют в полной мере ознакомиться с этими текстами. Наверное, это придаёт книге некоторый шарм, но я бы оставил несколько рукописных текстов в виде иллюстраций, а остальное напечатал бы обычным шрифтом. И, естественно, увеличил бы объём за счёт дополнительных стихотворений. Впрочем, это уже дело составителя, которому, возможно, видней.
Хорошо, что данная книга всё-таки появилась. Андрей Косов этого, безусловно, заслуживал и при жизни. К сожалению, вышло иначе. Но и посмертное издание – тоже отрадная весть. Ведь стихи издаются не для поэта (он их и без книжки знает), а для читателей, которые ознакомятся с ними и смогут их оценить. Богата Россия талантами, но и разбрасываться ими не стоит. Таких авторов нужно помнить.
Игорь Панин