Фильм немецкого режиссёра Эдварда Бергера «Конклав», безусловно, важное кинематографическое событие 2024 года с явной заявкой на «Оскар» в нескольких номинациях. В основу картины положен одноимённый роман британского писателя Роберта Харриса об избрании нового главы Римско-католической церкви.
Для успеха фильма необходимо несколько составляющих: оригинальный сценарий с захватывающим сюжетом, неожиданным финалом и интересными диалогами, харизматичный герой, яркие персонажи и профессиональная актёрская игра, отличная операторская работа, точно воссозданные художником-постановщиком локации и интерьеры, исторически грамотно и со вкусом подобранные костюмы и декор, запоминающаяся музыкальная тема. Но весь этот пазл распадётся на составляющие без таланта режиссёра, который должен свести воедино творческие усилия каждого члена своей команды. У Эдварда Бергера всё получилось, «Конклав» состоялся.
Сценарий Питера Строана можно отнести к жанру драмы и психологического детектива: в течение двух часов экранного времени сюжет держит в напряжённом ожидании развязки и обескураживает невероятным финалом. Само место действия фильма – маленькое и таинственное государство Ватикан, фактически ограниченное дворцами и храмами, уже обеспечивает интерес. Зрители становятся свидетелями сложной процедуры выбора нового папы. Официальное действо торжественно, красиво и благостно, однако за кулисами кипят нешуточные страсти, святые отцы выбирают нового духовного лидера далеко не смиренно – скандалы, интриги, расследования обеспечены на всём протяжении фильма. Накал страстей между консерваторами, либералами и центристами ничуть не меньше, чем при выборах главы любого государства. Кардиналы создают коалиции, ведут тайные переговоры, конфликтуют. Религиозный контекст является лишь внешним антуражем картины, которая ставит глубокие вопросы нравственного выбора каждого человека в широком философском смысле, духовных исканий и возможности компромиссов на пути к истине.
Первую скрипку в замечательном актёрском ансамбле играет Рэйф Файнс в роли кардинала-декана Лоуренса, на которого возложена важная миссия организации проведения конклава после кончины папы. Герой Файнса размышляет, сомневается, плачет, негодует – и ему веришь. Важны размышления Лоуренса (а с ним и зрителя) о соответствии лица, наделяемого высшей властью, нормам морали и традициям, принятым в обществе.
Операторская работа Стефана Фонтена безупречна, величие момента передаётся великолепными декорациями Сикстинской капеллы, видами дворцовых залов, лестниц, внутренних дворов. Режиссёр и оператор воспроизводят не только процедуру голосования, но и такие ритуалы, как уничтожение «кольца рыбака» почившего понтифика, опечатывание дверей его покоев, задраивание всех окон, чтобы по колебаниям стёкол невозможно было считать информацию…
Камера фиксирует не только парадную торжественность и роскошь, но и на контрасте – обыденность: окурки в папском дворе (многие кардиналы имеют эту вредную привычку), кучу мобильных телефонов перед залом, где проходят выборы (любые средства связи запрещены), маленьких черепашек, любимиц прежнего папы, которым дозволяется путешествовать по всем залам дворца. Мы имеем возможность увидеть быт Ватикана изнутри: устройство комнат-келий (со всеми удобствами), кухни, трапезной, подсобных помещений. Работа художника по костюмам Лизи Кристл вызывает восхищение. В одеяниях и аксессуарах служителей церкви продумана каждая деталь. Красочность и контрастность цветовой гаммы так же, как и музыка (композитор Фолькер Бертельман, он же Хаушка), создают особое настроение при просмотре. В кадре преобладает ярко-красный цвет. Являясь доминантным, он привносит дополнительные эмоции в восприятие – тревожит и завораживает одновременно.
Зрелищный, красивый, психологически напряжённый «Конклав» должен иметь успех у зрителей. Статья написана без разбора хитросплетений фильма, чтобы обойтись без спойлеров.
Людмила Смирнова
Другое менее в статье "Дьявол в деталях"