Театр – культурное явление, по традиции присущее больше центру города. И там же, как правило, географически расположенный. С этим трудно не согласиться. Однако в историческом центре Москвы проживает едва ли десятая часть населения многомиллионной столицы, имеющая постоянный доступ к знаменитым театрам. А как же быть остальным москвичам, «приписанным» к периферийным районам мегаполиса?
Конечно, они с удовольствием отправятся из условных Митина или Марьина в чеховский МХТ, Ленком или Малый театр. Попасть в эти знаковые, богатые своей историей и репертуаром храмы Мельпомены – настоящий праздник. Однако в спальных московских районах есть огромное количество людей, которые никуда ехать не хотят. Потому что во многих частях огромного города, как говорится, «в шаговой доступности», борются за свою публику и художественную привлекательность новые местные театры. Они предлагают зрителю разнообразнейший репертуар: детские спектакли, постановки классики, современную драматургию. И от недостатка аудитории, кстати, не страдают. Посмотрев один спектакль, местные жители в большинстве случаев придут и на другие, знакомясь со всем репертуаром. Да, в труппе районного театра не будет звёзд калибра Бориса Клюева или Юлии Пересильд. Зато зритель всегда найдёт там по-настоящему домашнюю атмосферу зала и порой непривычную театральную эстетику. И главное, всё это в двух шагах от собственного дома.
Взять, к примеру, театр «Шалом» – одну из самых популярных культурных точек притяжения жителей района Нагорный. Он расположился прямо в жилом доме на Варшавском шоссе. Профессиональный еврейский театр, который открылся тут ещё в 1988 году. Артисты выступают на русском языке, но основное внимание, конечно, уделяется актуальным проблемам еврейской жизни в России и за рубежом. Зрительный зал всегда заполнен представителями разных национальностей, теми, кто интересуется древней и современной еврейской культурой. В спектаклях много музыки, танцев и юмора.
Сегодня в «Шаломе» можно посмотреть постановки по лучшим еврейским книгам (например, «Что ты в ней нашёл?» по роману «Шоша» лауреата Нобелевской премии Исаака Башевиса Зингера, мюзикл «Блуждающие звёзды» по роману Шолом-Алейхема). Или спектакли по пьесам, несущим в себе настоящую еврейскую «изюминку» («Мадам Роза» поставлен по пьесе одного из лучших современных драматургов Николая Коляды, комедия «Весёлое число 13» принадлежит перу знаменитого юмориста Анатолия Трушкина), и другие. Детский репертуар составляют постановки по пьесам лауреата Государственной премии Аркадия Хайта, которого ни юным зрителям, ни их родителям представлять не надо. Кто же не видел знаменитые мультфильмы «Ну, погоди!» или «Кот Леопольд», созданные по его сценариям?
Порой периферийный театр становится архитектурной «изюминкой» своей части Москвы, влияя на уникальность района. В Гагаринском районе такой достопримечательностью является Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац. В канун 55-го по счету сезона городские власти благоустроили территорию вокруг. Выполнен капитальный ремонт фонтанов, которые украшают площадь перед его фасадом. С 15 августа знаменитая струящаяся композиция «Бегущая по волнам» вновь радует посетителей и всех жителей района. А во второй половине 2020‑го сам театр ожидает серьёзная реконструкция, в ходе которой будут бережно сохранены и элементы внутреннего декора уникального здания.
– При всей глобальности инженерной и технической реконструкции будет бережно сохранена вся самобытность архитектурного облика здания, его неповторимый стилистический ансамбль, индивидуальность внутренних интерьеров – всё, что многие поколения зрителей так восхищало и удивляло, что превращало этот театр в уникальный мир музыкального искусства, – подтвердила руководитель пресс-службы театра Надежда Дараган. – Уникальные настенные панно, расписанные палехскими мастерами по сюжетам известных сказок, фантастический занавес основной сцены, оформленный по мотивам оперы Римского-Корсакова «Садко», и росписи интерьеров буфета и ротонды будут украшать помещения и после ремонта.
Кстати, без своей публики Театр имени Наталии Сац не останется даже во время реконструкции. Юные жители Гагаринского и других районов будут смотреть постановки на Малой сцене, вмещающей от 250 до 500 зрителей. А после модернизации перед театром, переросшим районный масштаб, откроются новые творческие перспективы превращения в первый в мире академический театр оперы и балета для детей.
В отличие от своих коллег с юго-запада Москвы, театр «ТЧК» при культурном центре «Братеево» из одноимённого района находится в начале своего творческого пути. В сентябре он обретёт статус «репертуарного», и жители района смогут регулярно посещать его представления. В этом месяце они увидят пьесу «Варшавская мелодия», детскую постановку «Кашевары» по рассказу Николая Носова, а также спектакль-комедию «Здесь Ж – нет! Или… Остров свободных мужчин».
Интересным является тот факт, что театр «ТЧК» – новый арт-резидент культурного центра «Братеево». Такой статус, как известно, даёт творческим коллективам площадку для репетиций, выступлений, организации проектов, проведения открытых уроков и мастер-классов. Культурная направленность при этом может быть бесконечно разнообразной. Главное – организовать в районе такой культурный досуг, который горожане любой возрастной категории не смогут получить, отправившись в центр города. Чисто европейский, к слову, подход, когда в периферийных районах крупных мегаполисов создаются многофункциональные культурные центры, вполне подходящие и для театральной жизни. Кроме того, всё это полностью отвечает идеологии инициированной мэром Москвы программы «Мой район», главное направление которой – создать в столице единую комфортную среду для жизни и досуга.
Завершая разговор о театре из Братеева, добавлю, что, обретя собственную площадку, «ТЧК» объявил о наборе новых актёров. Значит, планов громадьё, и приток свежих артистических сил поможет им осуществиться.
В качестве настоящего трамплина для творческой молодёжи давно уже зарекомендовал себя театр «Центр драматургии и режиссуры», расположенный в районе Беговой. ЦДР стал первой профессиональной площадкой для многих поколений молодых режиссёров, драматургов, артистов, художников. Ольга Субботина, Владимир Скворцов, Владимир Агеев, Елена Исаева, Марат Гацалов, Михаил Угаров – все они работали здесь в начале своей карьеры. Местные жители и заядлые столичные театралы на ура принимают проект Алексея Казанцева «Москва – открытый город» – спектакль-трансформер, обновляющийся и видоизменяющийся на протяжении почти десяти лет. А сейчас в гостях у ЦДР гости из Узбекистана – в сентябре здесь пройдёт несколько спектаклей театра Марка Вайля «Ильхом». Это независимый экспериментальный театр, основу которого составляет ансамбль из чутко слышащих и понимающих друг друга солистов.
Уникальным для Москвы является район Переделкино. Кажется, что даже ветер здесь несёт энергию творческого созидания. Не должна кануть в Лету память о таком исключительном месте, о сотнях жизней, здесь прожитых, книг, здесь выстраданных и написанных. Стать носителем и хранителем творческих традиций этих мест – вот основополагающий принцип районного театра «Переделкино», появившегося на свет всего-то чуть больше пяти лет назад. Тем не менее на недостаток публики ему грех жаловаться – маленький уютный зал практически всегда переполнен. Сегодня в его репертуаре спектакли для разных возрастных категорий, но особой популярностью пользуются те, что предназначены для детской аудитории. Фраза «Все билеты проданы» довольно часто появляется на всех информационных ресурсах театра, подтверждая тезис о том, что географическое положение вовсе не является залогом успешности. Главное – творческая жилка и любовь к своему зрителю.
Сергей Колпакчи
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Георгий Исаакян, художественный руководитель Театра имени Н. Сац:
– Есть детские музыкальные театры, есть театры малого формата с маленькими труппами и оркестрами, но вот чтобы это был полноценный оперный и балетный театр с оркестром из 100 музыкантов, оперной труппой в 150 человек, включая солистов и хор, балетной труппой в 60 человек – такого в мире нет! Это достояние, которое надо беречь и хранить.