Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 августа 2025 г.
  4. № 31 (6995) (06.08.2025)
Литература Библиосфера

И сколько ни живи – всё будет мало

08 августа 2025

Максим Замшев

Сергей Бусахин. Нам в жизни многое отмерено. – М.: У Никитских ворот, 208 с.

Поэзия Сергея Бусахина – часть огромного айсберга русской лирики. Айсберг этот силён цельностью своей породы и нескончаемой подводной частью подтекста. Следуя тропами русской исповедальной лирики, автор этой книги находит в ней свой путь, обозначает свои поэтические «отпечатки пальцев», определяет оттенки своего уникального поэтического тембра. Книга небольшая, она не поделена на циклы, она вся целиком – единое высказывание, единый вдох поэтических лёгких, где «кислород» – это слово, русское слово.


Зрение лирического героя, его возможность подмечать, его эмоциональная мобильность определяют первые тексты в книге. В них красота метафор на первом месте:

И, крылами скрывая созвездья
Светозарных рассветных
    лучей,
Над озёрами из поднебесья
Устремляется клин лебедей.


Картины, которые рисует Бусахин с помощью слов, способны заворожить. В первой части книги помещены стихотворения, навеянные впечатлениями от великого русского сакрального места – острова Валаама. Всю красоту, загадочность, одушевлённость этого места Бусахин щедро демонстрирует читателям. Ощущаем мы и его личное отношение, проникаемся его восхищениями, его стремлением выверить и выстроить свою жизнь рядом с этим чудом.


Конец сезона. Валаам устало
Застыл в воде.
    Нахмурились леса.
И сколько ни живи –
    всё будет мало.
Уходит теплоход,
    и меркнут небеса.



У поэта Бусахина удивительное чутьё на детали. Он романтик и потому мир и природу воспринимает через романтическую призму. Каждая его стихотворная зарисовка – это идеальный, желанный мир, который существует скорее в воображении поэта, чем наяву, но спасибо ему, что он нам его дарит.


Радуга над Ладогой
    выгнулась дугой.
Весело летают чайки
    над водой.
Сизой пеленою скрыты небеса.
Облака в Финляндию
    унесла гроза.


По этому фрагменту легко понять, что автор книги не сужает, а расширяет читательский окоём. Это видно и по работе с аллитерациями, и по расставлению пауз, и по самому движению впечатлений, где важно не только происходящее, но и то, что будет происходить. А также безграничность неба, которое несёт облака, куда захочет.


В пейзажную лирику Бусахин добавляет пленительную объективность. Всё происходящее в природе имеет значение, только если сопоставляется с переживаниями главного героя: «Мне сегодня не спится, и вновь над водой / Поднимается птица в мир сторонний, иной. / Сквозь ночную прохладу, у краснеющих скал, / Обнаружив преграду, тихо месяц дремал».


В этом есть и мудрость, и наивность, и понимание, что природа отвечает твоим переживаниям. Поэтическая условность в правильном количестве никогда не портила общее литературное блюдо.


В сборнике есть и стихотворения иного тона, иного напряжения. Они объединены в цикл «Стихотворения разных лет». В них мы видим поэта, метаморфозы его взглядов, его поэтическое взросление.


Видно, что поэт много экспериментировал с образностью. Он искал в метафорах несопоставимое, предельно расширял лексический и образный метафорический ряд, рисковал:

Нам в жизни многое отмерено,
Но мы, впустую тратя дни,
Живём бездумно и умеренно,
Как догнивающие пни.

Почти всегда Бусахин ставит во главу угла ритм. Он умело пользуется музыкальностью русской речи, умеет из строк сплетать завораживающее ритмическое кружево. Он понимает, что влияние поэзии на человека – это не только смыслы, но и тайна. Тайна сочетания слов, особый их порядок, особое ощущение от их движения, а также стопроцентное заполнение формального объёма, когда форма не только схема, но и дополнение к образности и основной идее.

Ветер воет. Вечерний город.
Вдруг душа замерла тревожно.
Где-то поезд пронёсся скорый
И при этом гудел безбожно.

Бусахин много рассуждает о человеческой сущности. Его тревожат философские основы бытия. Он способен остановиться и посмотреть на себя и на мир беспристрастно. В его философских стихах нет назиданий, есть лёгкость и горький вкус проходящего времени, которое не повернуть вспять: «Пришла пора, и кто нас остановит – / Менять былое, отдавать сполна? / Забудется всё страшное и злое, / Забудется и выплеснет до дна. / Закружат вихрем снежные метели. / Укроют прошлогоднюю траву, / Но зазвучат весенние свирели, / Нарушив вековую тишину».


Очень часто Бусахин обращается к фольклорным интонациям. Здесь для него почвой для вдохновения становится городской фольклор. Прямо чувствуется, как он ловко вплетает интонации песни в свои стихотворения. Особо хочется отметить, как он виртуозно работает на короткой строке, нигде не сбивается, не нарушает законов лаконичного высказывания, не противоречит изначально полистилистической задумке:

Мне сегодня не спится.
Прозвенела синица.
В небо синего ситца
Я смотрю из окна,
А внизу, городские,
Бродят страхи ночные.
Фонари голубые
Их пугают слегка.


Тут есть и ирония, и точная стилистическая имитация.


Особое место в книге занимают стихи о любви. В них раскрывается душа поэта, его страстность, его романтическое понимание чувств, которые не только дают счастье, но и наполняют жизнь и литературу своими целительными соками. Эта книга поднимет вам настроение и заставит задуматься о том, достаёт ли красоты в вашей жизни и не стоит ли пойти за красотой к русской поэтической школе.

Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Утопии и реалии

    08.08.2025
  • На бесконечном берегу

    08.08.2025
  • «Из сумерек к свету»

    07.08.2025
  • Сила жить дальше

    07.08.2025
  • Очередной подарок

    07.08.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Книга Интервью Утрата Новости Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Поэзия Коми Эпоха и лица Музейное дело Анонс
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS