– так назвала свой новый альбом из двух CD-дисков известная певица, народная артистка России Лариса Курдюмова. Записаны с фортепиано, симфоническим оркестром оперные арии, песни, романсы – многое и в то же время очень немногое из того, что создано лучшими русскими композиторами на слова А.С. Пушкина.
Мы встретились с Л.А. Кур-дюмовой в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, где актриса работает уже тридцать лет. Накануне она вернулась из Подмосковья. Там в одной из школ прошёл её концерт. И это было не рядовое выступление, одно из многих. Я попросил Ларису Алексеевну рассказать о поездке, о своих впечатлениях.
– По сути, получилась первая, этакая мини-презентация альбома. Он ведь только что сделан. Мне захотелось на, как говорят, неподготовленной аудитории проверить свои идеи, свой замысел. В концерте пела то, что и на дисках. А слушателями, зрителями были учителя, ученики и, наверное, кое-кто из местных жителей. Я вновь убедилась, увидела, какое сильное воздействие стихи Пушкина и прекрасная музыка оказывают на детей. Да и на взрослых. Видела, как они были взволнованы, растроганы. Причём время от времени я играла целые сцены из опер: переодевалась, брала с собой веер, или свечку, или колокольчик… Я ведь театральная певица: меня мало слышать – надо видеть.
Ларису Курдюмову действительно нужно видеть на сцене. Мне вспомнилось, как, кажется, Тихон Хренников, увидев её в роли мадам Грицацуевой, заметил, что это самая «станиславская» актриса на оперной сцене. Она в самом деле очень сценичный, очень артистичный человек.
– Какого же возраста дети смотрели ваше выступление?
– От семи лет до учеников 11-го класса.
Я видела, что некоторые люди в зале даже плачут, когда пою Полину из «Пиковой дамы» или «Фонтан у Бахчисарайского дворца». Как и на дисках, каждый номер в моём концерте сопровождается кратким литературным комментарием. У меня – замечательная ведущая концерта. Это Марина Лобышева-Ганчук. Она так увлечённо и так увлекательно рассказывает! И мы вместе даём, как мне кажется, очень познавательное, очень эмоциональное представление. Показываем слушателям, зрителям, какое великое богатство есть в стихах Пушкина, в великой музыке – они ведь уже неотрывны друг от друга.
И в который уже раз я обратила внимание на то, что люди у нас, даже не в такой уж дальней глубинке, с удивлением слышат «живой» оперный голос. Конечно, это удивление аудитории, какой-то даже шок, которые на сцене ощущаешь в первые мгновения, быстро проходят. И зал становится твоим, слушающим зачарованно и слышащим.
– По своим внучкам я вижу, что они Пушкина воспринимали, как бы это сказать, чересчур спокойно, хладнокровно, без особых эмоций до тех пор, пока не стали слушать романсы на его стихи, оперы… Совсем другое восприятие.
– Вот-вот. В этом ведь и главная идея того проекта, которым я занимаюсь уже больше трёх лет.
Гениальные слова, положенные на гениальную музыку Чайковского, Рахманинова, Глинки, многих других композиторов, звучат по-новому ярко, раскрываются совсем по-другому, доходят до глубины души. Особенно – детской души. Новый альбом – это не просто очередные диски с моими записями. У меня их было уже немало. Альбом с литературными примечаниями плюс «живой» мой концерт – это всё важнейшая часть моего проекта, призванного возбудить в детях, слушателях внимание к слову, интерес, наконец, любовь в данном случае к Пушкину.
По большому счёту это попытка подтолкнуть людей к книге, к чтению. К той самой классике, которая заставляет душу трудиться. В сегодняшнем, перенасыщенном информацией мире, со всё множащимися техническими средствами распространения, навязывания информации душа-то спит, совсем не стремится «трудиться», её нужно к этому приучать.
– В самом деле, уже много лет слово в музыке задвинуто как бы на вторые роли. На эстраде потому, что тексты многих песен нелепы и корявы, на театральной сцене – из-за того, что зачастую партии поются не по-русски или из-за неуверенной дикции певцов. Мне кажется, уже стало какой-то привычкой у слушателей не вслушиваться в слова.
– Как мы себя при этом обкрадываем!..
Мне предложили написать методику по тому, что я уже начала на практике делать. Есть уже не просто догадки, наблюдения отдельных деятелей искусства, но и выводы учёных о том, что через музыку слово воспринимается совершенно иначе.
Я сама сталкиваюсь с тем, что дети совсем не знакомы, к примеру, со сказками Пушкина – им их не читают. Не знают, как его зовут, кто такая Наталья Николаевна Гончарова… Не знают даже самых знаменитых пушкинских – не говорю уж стихов – строчек не знают! Это осознают уже не только интеллигентные круги, но и люди, отвечающие в стране за образование, воспитание детей, осознают думающие родители. И все согласны, что нужно безотлагательно что-то делать. А то вырастет у нас поколение людей, лишённых творческой жилки не только в искусстве, но и в любой профессии, которой они займутся.
– Это и элементарной жизненной практикой подтверждается. Например, я учился в техническом вузе. Для одних моих товарищей театры, концерты, художественные выставки и т.п. были просто жизненной потребностью, другие от этого отмахивались, не интересовались, считали, что это мешает полнее, глубже освоить профессию. Так вот, именно первые добились наибольших профессиональных успехов – есть среди них академик РАН, есть членкоры, доктора наук… А другие увязли где-то в инженерном ремесленничестве.
– Увы, такова логика развития любой личности.
А я вдруг поняла, что и сама могу что-то сделать для того, чтобы исправить складывающуюся ситуацию. Не имею права оставаться в стороне, надеясь, что кто-то возьмётся решать проблему, надеясь, что руку и мозги к этому делу приложат специалисты по воспитанию, образованию. А я что – не специалист? Всё-таки не последняя певица, народная артистка, профессор. Пропела в своём театре весь «пушкинский» репертуар – «Евгения Онегина», «Руслана и Людмилу», «Пиковую даму»… Исполняла сцены из множества опер. В общем, «освоила» всё, что написано для меццо-сопрано. Спела огромное количество романсов. И, думаю, что уже знаю, как звучит, как «работает», как должно звучать слово в музыке – в песне, оперной арии, романсе.
Между прочим, Лариса Курдюмова лет двадцать назад стала первой, кто решительно взялся возрождать, возвращать на российскую сцену русский романс во всём его многообразии. До того он десятилетиями считался жанром вульгарным, подчас даже «идеологически вредным», исполнять романсы разрешалось лишь классические, да и то не всем певцам. И тогда же, после одного из её концертов, знаменитый Махмуд Эсамбаев назвал Курдюмову королевой русского романса. Красивый, звучный «титул» прижился. И словно побуждает Ларису Алексеевну буквально в каждом концерте оправдывать его – да, действительно королева.
– Похоже, вы в свою «Пушки-ниану» вкладываете сильное просветительское начало?
– Да, это абсолютно просветительский проект. Скажем, в школе в каком-либо посёлке на Камчатке «проходят» Пушкина. И слушают при этом мои диски. И не только в такой дали это важно. Уверена, что есть подобная потребность и в сельской школе даже в центре России, да и во многих городах. Это в Москве, в Питере, ещё в четырёх-пяти крупных центрах детей можно повести в оперный театр, на концерт. И то, к сожалению, очень часто этой возможностью не пользуются: то ли из-за лени, то ли из-за душевной вялости некоторых педагогов, то ли из-за отношения к «этим тонкостям» как к чему-то третьестепенному. Но не везде у нас даже есть такая возможность. А тут послушаешь записи из альбома – и ничего «проходить» не нужно: душой стихи и музыка восприняты будут.
– Почему вы начали с Пушкина?
– Почему Пушкин? Разве не понятно? Мне очень нравятся строчки Давида Самойлова: «Пока в России Пушкин длится – метелям не задуть свечу». Я даже поставила их эпиграфом к альбому. Каждая пушкинская строка – уже музыка. Она наполнена такой глубиной, таким пониманием жизни во всех её проявлениях, что становится понятным непреходящий интерес к поэту композиторов и исполнителей.
И со сцены я постоянно вижу, ощущаю плоды моих скромных просветительских усилий. Слово, оплодотворённое музыкой и окрашенное голосом, по-моему, есть бесценное сокровище и явленность духа. И, поскольку ни одна вибрация не исчезает бесследно, важно сохранить, приумножить и озвучить это, чтобы была чиста, не огрубела и не ожесточилась душа человека.
– По мнению некоторых специалистов, эта ваша программа, задуманная методика – дело выдающееся…
– Мне самой об этом, естественно, судить трудно. Думаю, что дело очень нужное. Нужное для того, чтобы наши дети, внуки не выросли духовно обделёнными.
– Вы сказали, что в обязательное дополнение к дискам задуман ваш концерт. Но вы же не сможете спеть в каждой школе…
– У меня есть идея. Всё, что есть в альбоме, весь концерт записать ещё и на DVD, и пусть будет такой диск в каждой школе. И пусть всё это приучает детей к русскому поэтическому слову, привлекает к нашей великой литературе и великой музыке.
Беседовал