Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

И стало не до смеха

01 января 2007

ДИСКУССИЯ: КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ УЧЕБНИКОВ

Современная русская литература: Элективный курс: Учебное пособие для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 336 с.

Очень хочется быть современным и продвинутым. И чтобы молодёжь тебя за своего принимала. Иначе как же она (молодёжь) возьмётся за предлагаемое учебное пособие, пусть и снабжённое авторитетным грифом «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации»? Что же надо сделать для решения столь серьёзной задачи? Рецепт не нов: почаще манипулировать таким понятием, как Интернет, и в качестве образцов «современной русской литературы» предлагать неискушённым умам тексты, как правило, тусовочного или диссидентского характера. А что? Молодёжь у нас такая: ей дай потусоваться да попротестовать. Во всяком случае, многим так кажется.
Из «Предисловия» проф. Б.А. Ланина: «Общество, как заметил швейцарский психолог и философ К. Юнг, часто ведёт себя подобно частному человеку». Если авторский коллектив курса (а это научный сотрудник
Т.О. Андрейченко, кандидат филологических наук Л.Р. Чернышёва, кандидат педагогических наук Е.А. Калинин, кандидат педагогических наук В.М. Старостина, кандидат филологических наук Л.Ю. Устинова, кандидат филологических наук Д.А. Шумилин) принять за общество, то приведённая цитата попадает в точку. Этот частный человек включил, если верить аннотации, «в круг школьного изучения произведения современных русских писателей, получивших читательское признание и высокую оценку критики». Но включил очень частным образом.
Что, собственно, авторы понимают под читательским признанием? Цитирую: «Покупая книгу, человек словно голосует: мне нужна эта книга, я готов заплатить за неё... Что ж, такая возможность выяснить читательские предпочтения вполне демократична». Ну ещё бы! Или уважаемому проф. неизвестно, каковы законы рынка и как они вырыбатываются? Да тут уж рукой подать до печально известного: пипл хавает.
Есть и ещё одно известное выражение, вполне применимое к авторскому коллективу курса: «с печки спрыгнул». Это когда человек вдруг открывает для себя истину, которая таковой уже давно не является или стала общим местом. Учебное пособие оказалось столь густо заварено на нелюбви к нашему советскому прошлому, что кажется, будто создана книга в середине 90-х. Какая уж тут современная русская литература! Почти половина пособия отведена творческому наследию Иосифа Бродского (1940–1996) – в главах «Современная поэзия» и «Современная эссеистика». Временам тоталитаризма посвящены обзоры творчества Анатолия Наймана, Наума Коржавина (оба – в главе «Автобиографизм в современной литературе»), Владимира Маканина («Новая реалистическая проза»), естественно, главы «Судьбы литературы русской эмиграции: «третья волна» и «Русский постмодернизм».
Ну ладно, с тоталитаризмом всё ясно. Вбили ещё один осиновый кол. Но где же, где же обещанная современная проза? По мнению авторов пособия, «Новая реалистическая проза» (есть такая глава, а вот просто «Современная проза» отсутствует) в исчерпывающем объёме представлена творчеством Владимира Маканина, Людмилы Улицкой, Андрея Волоса и Алексея Слаповского. А где прозаики А. Ким и В. Распутин,
В. Лихоносов и Л. Бородин,
В. Личутин и З. Прилепин,
Ю. Козлов и О. Павлов (список можно продолжать)? Их место, судя по всему, призван занять В. Сорокин с романом «Очередь».
Может быть, глава «Современная поэзия» окажется более объективной? Однако в ней помимо уже упомянутого И. Бродского явлены читателю представители двух основных, по мнению авторов пособия, поэтических направлений в современной русской поэзии: концептуализма и метареализма. К первому отнесены Т. Кибиров, Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Вс. Некрасов, М. Айзенберг, С. Гандлевский и Д. Новиков. Ко второму – И. Жданов, А. Ерёменко,
А. Парщиков, О. Седакова и В. Кальпиди. Очень рад за перечисленных. Однако, однако... это всё?! А где же Ю. Кублановский и А. Кушнер, Г. Горбовский и К. Ваншенкин,
Е. Исаев и В. Костров,
Н. Дмитриев и О. Чухонцев, И. Кабыш и О. Фокина (опять же список можно длить)? Или не вписались в решительно намеченные авторами пособия «два основных направления»?
Хорошо. Приглядимся к главе «Современная эссеистика». О Бродском уже сказано. За ним следуют С. Лурье,
В. Ерофеев, Б. Парамонов,
П. Вайль и А. Генис. Правда, всесторонний охват? А что, А. Немзер, А. Архангельский, Л. Аннинский, В. Курбатов, П. Басинский, В. Бондаренко (список также не обрывается) коллективно подали в отставку из числа действующих в современной русской литературе? Что-то не слышал.
Столь же впечатляющ охват и в главе «Современная драматургия»: Л. Петрушевская,
А. Галин, Н. Садур, Н. Коляда, К. Драгунская и Е. Гришковец. Но если всерьёз говорить о современности, то где же М. Рощин, А. Володин, А. Вампилов, В. Розов (их ставят сегодня и будут – спустя десятилетия!)?
Венчает «титанический» по объективности труд авторского коллектива глава «Возрождение детектива». Надо ли говорить, чьё творчество привлекло к себе внимание создателей пособия? Ну конечно же: А. Марининой, Б. Акунина и Д. Донцовой. Спасибо, просветили! Но зачем вообще здесь коммерческая литература? Это всё равно, что гимназистам дореволюционнной России изучать похождения Ната Пинкертона!
Как и положено учебному пособию, в нём после материалов, представляющих того или иного автора, идут «материал на закрепление» и соответствующие вопросы. Например, такие: «Вспомните ситуации, моменты из произведений Донцовой, которые вызывали у вас улыбку или смех? Над чем вы смеялись?»
Лично я смеялся над тем, как «авторский коллектив» добровольно взял на себя миссию пиарить произведения детективщицы, поделками которой и так до тошноты забиты книжные прилавки.
А затем перестал смеяться, представив себе сумрачно-казённые взгляды тех ребят, с позволения которых на подобные, ну очень элективные курсы ставятся грифы: «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». Потому как чего-то именно за Российскую Федерацию и её подрастающих граждан вдруг стало тревожно.
 
Александр ЯКОВЛЕВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Яковлев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS