Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 ноября 2025 г.
Литература Стихи

И травы звенели на чёрном ветру

04 ноября 2025

Елизавета Баранова

Родилась и живёт в Туле. Кандидат технических наук, доцент.

Автор стихотворений пейзажной, любовной, философской, гражданской и духовной тематики, «Поэмы о дожде», поэмы «Боль», венков сонетов и циклов стихотворений, романа «Гармонические колебания». Автор книг: «Моменты истин», «Гармонические колебания», «Закон звезды», «Доброе слово», «Пусть останется секретом», «Одна из тайн». Подготовлена к изданию рукопись ещё одной книги.

Публиковалась в журналах и альманахах Тулы, Тульской области, Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Красноярска, Бийска (Алтайский край), Минска (Белоруссия), Бурятии.

Победитель и дипломант многих престижных поэтических конкурсов. Награждена многими медалями.

Стихотворения переведены на английский, польский, болгарский и белорусский языки.

Член Союза писателей России.

Член Правления Тульского регионального отделения Союза писателей России.

Секретарь ордена Г.Р. Державина литературно-художественного и публицистического журнала «Приокские зори».

Участница международной ассамблеи в Болгарии в составе официальной группы делегатов Московской городской организации Союза писателей России (2019 год).


Военное детство

(цикл в двух частях)

            1

В память о событиях Великой-отечественной войны,

происходивших на территориях от Ростова-на-Дону

до Крыма, включая Донбасс и земли в районе реки Днепр.

1941-1942 годы – захват и оккупация фашистами

указанных территорий.


Глубокое детство.

Год – сорок второй.

В округе Донецка

ответственный бой

за Крымские земли,

за подступ к Днепру.

И травы звенели

на чёрном ветру.


Как молния,

вспышка –

и рушился мир.

Что мог я – мальчишка? –

он мне говорил.

И глаз два овала

сухая рука

скрывала –

срывала,

как два василька.


И падали звёзды

за гулкую степь.

Спасти Приазовье

нам надо суметь.

Как воды речные

не двинутся вспять,

так нас научили

до смерти стоять.


Стреляла и палка.

Кто дрался, тот рос.

Что мог я? – он плакал.

Он плакал без слёз.

И волны всесилья

и злости к врагу

вскипали у синих

морщинистых губ.


Военное детство –

печать на всю жизнь.

Родился немецким

тогдашний фашизм.

Омытая кровью,

чтоб мирно жилось,

в степях Приднепровья

цветёт живокость.


…Что мог я?..

Мне часто

приходит на ум:

что мы можем?

Я – что,

конкретно, могу?..


…Силён и отважен

воинственный Днепр, –

им вымерен каждый

вокруг километр.


            2

В память о событиях 2014 и последующих годов,

происходящих на тех же территориях.


…На танке немецком

былого налёт...

В районе Донецка

бомбёжка идёт, –

ни чёрных,

ни красных,

ни правды,

ни лжи,

но взрослые в касках –

вооружены.


Как скажут, в чём фишка?

В чём истина,

                        брат?

Трёхлетний мальчишка

берёт автомат,

и очередь –

градом –

с мальчишечьих рук,

да нет, камнепадом

просыплется вдруг.


И бешенство в сердце,

и пламя в глазах.

Кубань,

Новосельцы,

Донецк и Луганск –

всё сказка за сказкой, –

куда не пойдёшь

стоит Златовлаской

невинная рожь,


и реки,

и небо –

на всех – и одно.

Так что за потребность

на самое дно

себе опускаться,

тянуть за собой

столетья,

пространства,

страну за страной?


И леска провисла,

и – удочка спит.

И запах аниса,

и лодочный скрип

так неуловимы,

так тонки теперь…

И пуст у плотины

мосток для детей.


…Созревший,

янтарный –

в ладошке сожми –

вбирающий тайны

степной тишины,

жарой прокалённый,

как стали кусок,

росой окроплённый

ржаной колосок…


***

Я слышала фразу такую:

– Зачем победили тогда?

В одну переплавили пулю,

практически, все города.


И резко разгневанный ропот

вдруг мной завладеет.

И злость.

– Мы были б сегодня Европой, –

как эхо, опять раздалась.


– Ну, ну…– Отвечаю.

Конечно…

Тогда бы мы были целей.

Кричит поствоенная вечность

скелетами концлагерей.


Кому-то сейчас не по нраву,

что в прошлом

не растворена

стена Аушвиц-Биркенау –

расстрельная эта стена.


И, так называемый, хостел

на сотни «парковочных» мест,

с горючей звездой Холокоста

под чёрной полоской небес.


…Придёшь к Православному Храму,

за то, что мы живы, проси

покоя погибшим в Дахау

и выжившим

в Мисслере

сил.


И вот ещё:

Люблин – МайдАнек,

созвучный с Майданом,

теперь –

ещё и,

помимо,

вдобавок

в инферно открытая дверь.


И как нежеланная правда,

как несочинённый сюжет

мерцают огни Бухенвальда

в день памяти лагерных жертв.


– Вот, вот…– На расизм не работай…


…Но крутится дьявольский крест

над слитой в расходник

Европой

символикой –

чёрной – СС.


Мы были б сегодня…

…Европой…

…И шли бы сейчас в никуда…


Из пули той – встанут, и всё тут! –

отлитые вновь города!


***

В Суджанском районе

в ХХ батальоне

наш собственный есть военкор. –

Такая девчонка!

– А внешность при чём тут? –

Завистницы бросят в укор.


Всегда в курсе дела.

Отправится смело

за сотни нехоженых вёрст

к источнику правды.

– Подумаешь, «Грады», –

и лишь улыбнётся всерьёз.


…Я видела фото.

Вот это работа!

Любая взорвётся соцсеть!

Завистницы скажут:

– Военная,

как же!

Так каждая может суметь!..


…Бояться ли смерти?

Дразнить ли соцсети?

Быть парнем своим среди тех,

кто знает, в чём сила.

Кто делает снимок –

тот тактик в бою,

и стратег.


…Смешная девчонка.

Всё делает чётко,

осмысленно,

зрело

и так,

что хочется выжить

и максимум выжать

из ежеминутных атак.


…Монтаж.

Звукозапись.

Признание?

Зависть?

Позиция,

взрыв,

репортаж.

Короткая чёлка.

Живая девчонка.

Лет двадцать всего-то и дашь.


Подобное было:

во имя и мира,

и Мира…


…Но…

Дроновый скрипт,

прорыв приграничья, –

и стайка синичья,

внезапно взлетев, заискрит…


…Мне хочется, чтобы

умели «уроды»

испытывать чувство вины.

Остались на плёнках,

огнём опалённых,

неженские лица войны.


Мне хочется также,

чтоб Анна, и Даша

и Лена

не знали о том,

как смерть

жертву ищет…


…А зори здесь тише,

чем те зори –

в сорок втором…


***

Иван-да-Марья встретила в лесу,

как хлебом-солью – дорого и пышно.

А я всего-то-навсего несу

земную боль и ненависть – так вышло.


Но этим – всем – наполнившись сполна,

но этим даром, даром угостившись,

меняю боль – на соль,

на имена –

Иван да Марья –

надо же ведь,

ишь как.


За миг до встречи – шагу не шагни –

я проходила эту жизнь заочно.

Но встреча – и… защёлкали щеглы

ключами песен в скважинах замочных.


И двери в мир открылись,

где царят

покой и свет,

и нервы – за щитами,

и листья с жёлтым брюшком, как цыплят,

ветра потом – по осени – считают.


Вдруг стать такой же:

целую версту

плечо к плечу пройдём мы – теперь трое.

Иван да Марья встретили в лесу –

она и он, –

бывает же такое!


Не улыбнуться – как прикажешь – им,

руки не дать,

и добрых слов не молвить?..


…И выбивать

молниеносный клин

опять грозе

клинками острых молний…


***

Дождь грибной, как предсказание,

как гадание на жизнь:

по задумке,

по незнанию,

и по правде,

и по лжи.


Встрепенётся где-то горлинка,

и омоет летний зной

всю её светёлку,

                        горенку,

хатку,

          мазанку

слезой.


А потом – сенокошение –

прапрадедовский наказ.

Дождь грибной, как посвящение

в тайну мира ещё раз,


как слепое наваждение,

наводнение,

набат.

Дождь грибной – перерождение

сколько хочешь лет – подряд.


…Может, даже что-то сбудется,

напредсказанное.

И!.. …

Жизнь – не ссуда, только ссудица,

в небе взятая людьми.


Теми правдами нехитрыми

постоянно и живём…

Сосны сыплют малахитами –

малахитовым дождём!


Не собрать их, –

пусть укатятся

и залягут в землю пусть.

Дождь святой – в душе сумятицу

окропить потороплюсь.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Спасает только голос лютни

    03.11.2025
  • Свет в душе

    02.11.2025
  • Одна жизнь и три срока

    01.11.2025
  • Старая искренность в новых реалиях

    01.11.2025
  • Покой на расстоянии тумана

    01.11.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS