Куда бежать от некачественной коммерческой литературы и где найти лекарство для души? Как человеку пишущему не попасть в заводь воинствующих графоманов – сиречь в низкоуровневую литературную студию? Если внимательно отнестись к руководителю, его творчество и мировоззрение подскажут путь. Ему не обязательно быть известным писателем – надобно лишь отличаться честностью, человеколюбием и хорошим литературным вкусом.
Среди журналов и альманахов, ратующих за творческий взаимообмен и культивацию хорошей современной литературы, есть и альманах «Московский Парнас» при одноимённом литературном агентстве, выпускающем ряд литературоведческих изданий, а также художественную литературу. Вот уже пятнадцать лет его бессменный руководитель, критик и литературовед Леонид Васильевич Ханбеков, публикует, рецензирует сочинения десятков поэтов, прозаиков, публицистов и критиков.
При альманахе существует клуб с таким же именем – «Московский Парнас». Туда приходят люди разных профессий, поколений – весьма интересные личности. На заседаниях они обсуждают свои стихи, прозу, мемуары, книги, «заряжаются» образами и делятся творческими секретами. Начинающие авторы и мэтры имеют одинаковую возможность печататься. И это незаменимая поддержка молодым прозаикам и поэтам, как раньше говорили, «путёвка в большую литературу», куда трудно попасть, даже имея несомненный талант.
Примечательно, что клуб «Московский Парнас» располагается в известном «Доме Ростовых», некогда центре притяжения всех писателей. И начинающие авторы, читая стихи и рассказы, проникаясь духом старинных стен, понимают свою ответственность перед великой русской литературой. Их поругают или похвалят, но унизительной критики точно не будет. «Мы уважаем право каждого литератора на собственный почерк, собственный тематический выбор, – пишет Л. Ханбеков в очерке «Сердце подскажет…». – Дело в собственном видении мира, себя в нём, устроенном или мятущемся, дело в интонации, совпадающей с настроением читателя, дело в единстве этих составляющих – точном лексическом отборе, выверенной на слух ритмике, ну и в рифме, конечно, если автор следует классической русской силлаботонике».
Здесь принято обсуждать самые горячие проблемы нашего времени. Членов клуба объединяет желание сохранить русское самосознание и русский язык. «Московский Парнас» посещают известные публицисты и мэтры российской словесности, маститые критики, драматурги. Выступают здесь певцы и композиторы.
В России много пишущих людей, и не хватит никаких издательств, чтобы все они проявились. «Мы никого не отталкиваем; даже если человек по своему творческому уровню не может печататься на страницах альманаха, мы рецензируем его работу. Сейчас этого никто не делает: газеты и журналы в переписку не вступают, рукописи не возвращают. Я на своём опыте знаю, как тяжело восстановить рукопись, – говорит Л. Ханбеков. – А если уж мы кого печатаем, то проявляем уважение и терпение, показывая вёрстку». География «парнасовцев» расширяется – впору говорить не о московском, а о российском Парнасе.
Леонид Ханбеков не ограничивается только изданием альманаха. Как литературный критик он написал изрядное количество очерков о поэтах России, о которых крупнотиражная пресса почему-то помалкивает, видимо, дожидаясь, что они пробьются сами или покинут сей мир. Тогда можно будет стенать: мы потеряли гения… Именно Ханбеков открывал нам в своё время имена Людмилы Татьяничевой, Михаила Львова, Георгия Ладонщикова, Анатолия Преловского, Олега Шестинского, Владимира Чернобаева. Он писал о них ещё при их жизни. И многие современные авторы, можно сказать, «замечены» Леонидом Ханбековым – это Вячеслав Сысоев, Владимир Мазин, Нина Дубовицкая, Любовь Ладейщикова, Юрий Конецкий, Юрий Ключников и другие.
Однако и этим круг интересов Л. Ханбекова не ограничивается. Он является вице-президентом Академии российской словесности – творческого союза российских литераторов и деятелей культуры, учреждённого в 1997 году Литературным институтом им. А.М. Горького, Институтом русского языка им. А.С. Пушкина, Международным сообществом книголюбов. Цели АРС согласно уставу состоят «в защите русского литературного языка, в поддержке просветительских и нравственных тенденций в книгоиздании, в консолидации всех здоровых творческих сил и в укреплении общей духовности всего современного российского общества».
Совместный проект литературного агентства «Московский Парнас» и АРС – Антология современной поэзии «Созвучье слов живых». Первый том вышел в 2009 году. «Эта поэтическая книга элитарна и демократична одновременно, – считает Ханбеков. – Демократична потому, что адресована широким слоям любителей поэзии. Элитарна прежде всего по качеству вошедшего в неё материала. Это «сливки» современной российской поэзии». На сегодняшний день издано уже шесть томов. В 2010 году стала выходить антология современной прозы «Сверяя быль и небыль» (издано два тома). В 2011 увидела свет антология детской литературы «За горами, за долами…».
«И интерес к поэзии пробудится, и учиться будут на ярких образцах. Надо оглядеть просторы России и увидеть талантливых авторов, которых столичные критики порой не замечают. Вот такую задачу мы себе поставили», – говорит Леонид Ханбеков.