Санитары сгустили краски?
«Ничего личного, только бизнес» – так называлась статья Олега Гладышева, опубликованная в № 28. Речь в ней шла о загрязнении бизнесменами рек в Воронежской области и ухудшении из-за состояния водопроводов качества питьевой воды в областном центре.
Однако с выводами Гладышева, несмотря на то что большинство приведённых им фактов всё же подтвердилось, совершенно не согласны в областном управлении по экологии и природопользованию. Благодарим сотрудников управления за внимание к публикации и предлагаем читателям их взгляд на затронутую в статье проблему.
Беда с водными ресурсами сегодня – общая боль для всех российских регионов. Увы, зелёный мир во многих случаях уже не справляется с натиском техногенной цивилизации, да и люди подчас, что греха таить, не слишком аккуратно ведут себя по отношению к природе. Научно-технический прогресс создаёт всё более ощутимую нагрузку на окружающую среду, и обеспечить разумный баланс сил в этом вопросе становится всё труднее.
К сожалению, О. Гладышев не счёл нужным разобраться и проинформировать читателей о том, что же делается в Воронежской области для уменьшения негативного влияния нарастающей хозяйственной деятельности человека на экологию.
Кто бы возражал – положение с экологией действительно тревожное. Утверждать, что кто-то сознательно пытается нанести урон окружающей среде, – просто безответственно. Напротив, администрация Воронежской области, руководство расположенных на её территории городских округов и муниципальных образований делают немало для того, чтобы удержать ситуацию под контролем. Увы, не всегда это удаётся.
Действительно, в январе-феврале 2008 года в результате техногенных аварий Садовским сахарным заводом сначала было допущено загрязнение реки Битюг, а затем и так называемых полей фильтрации на прилегающей к заводу территории площадью около 2 га. Общая сумма штрафов, наложенных на предприятие по фактам нарушения природоохранного законодательства, составила 0,25 млн. рублей. Кроме того, за сброс заводом неочищенных сточных вод на рельеф местности управлением по экологии предъявлен юридическому лицу иск на возмещение ущерба в размере 3,2 млн. рублей.
Да, автор статьи прав, что в середине марта этого года из-за прорыва плотины на карьере в соседней Липецкой области вода в реке Дон была загрязнена известковыми и глиняными взвесями из шламонакопителя, в результате чего приобрела ярко-жёлтый цвет. Вот только в статье умалчивается, что, по данным лаборатории Ростехнадзора, в пробах донской воды, взятых специалистами управления по экологии совместно с управлением Росприроднадзора по Воронежской области в Семилукском районе, т.е. в непосредственной близости от Воронежа, содержание кислорода было в пределах нормы – 11 мг/кв.дм. Так как авария произошла на территории Липецкой области, расследованием инцидента занимались природоохранные службы этого региона.
Не знаю, умышленно или нет автор статьи не довёл до конца рассказ об утечке дизельного топлива на автомагистрали «Дон» из-за технической неисправности автомобиля КамАЗ. К счастью, трагедии удалось избежать. Во всяком случае, на расстоянии около 100 метров от реки следов нефтепродуктов выявлено не было. За загрязнение разлитым дизельным топливом дорожного полотна и ближайшего оврага на виновных лиц наложены административные штрафы, а само загрязнение было ликвидировано в течение двух суток.
Впрочем, оставим эти недомолвки на совести автора. Поговорим по существу реальных экологических проблем, решением которых занимаются в Воронежской области. Действительно, одна из важнейших среди них – состояние малых рек. Если они полноводны и чисты, если хорошо действуют ключи и родники, то средние и большие реки получают хорошую подпитку. Однако не секрет, что сегодня многие реки не только в нашей области, но и в других регионах страны испытывают значительную нагрузку, особенно в местах промышленного и сельскохозяйственного производства, мелиорации земель, добычи полезных ископаемых. Под воздействием техногенных факторов многие малые реки зарастают водной растительностью, мелеют, заиливаются, какие-то даже исчезают.
В Воронежской области положение дел с реками, кстати, не самое катастрофичное, хотя регион наш относится к территориям с ограниченными ресурсами поверхностных вод. В области сохранилось 125 рек, однако, по оценкам специалистов, около 870 км русел наших малых рек нуждается в расчистке. И эта задача решается в рамках реализации областной целевой программы «Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2006–2010 годы», где предусмотрена расчистка пока 32 рек протяжённостью около 177,8 км с общей стоимостью работ 287,2 млн. рублей. В 2006 году по подпрограмме «Водные ресурсы и водные объекты» было освоено 26,4 млн. рублей, в 2007 году – 31 млн. рублей, план освоения средств по этой подпрограмме в 2008 году составляет 50,1 млн. рублей.
Более того, 2008 год постановлением администрации Воронежской области объявлен Годом малых рек и родников. В связи с этим финансирование мероприятий по улучшению состояния малых рек увеличено на 28,5 млн. рублей.
Теперь что касается навязчивого желания автора статьи Гладышева попить водички непременно из реки Воронеж под Рамонью. Убеждён, что даже во времена счастливого детства будущего журналиста все взрослые убеждали его этого не делать: острицы, аскариды и прочие их собратья существовали в природе уже тогда, их яйца можно было выловить в любом водоёме. По телевизору этих «зверей», правда, не показывали – не было тогда телевидения… Не следует утолять жажду речной водицей и сейчас, хотя, по данным многолетнего мониторинга, значительных изменений качественного состава воды в реках Воронежской области не отмечается: в основном она имеет II–III класс качества – чистая или умеренно загрязнённая.
Чтобы не допустить дальнейшего загрязнения, в области продолжается строительство очистных сооружений. Уже упомянутой областной целевой программой предусмотрено строительство таких очистных сооружений в пяти райцентрах области. Нельзя исключить случайностей, от аварий никто не может быть застрахован, но природоохранная система Воронежской области будет развиваться и совершенствоваться, чтобы свести к минимуму негативное влияние хозяйственной деятельности на окружающий нас живой мир.
В течение многих лет мы пытаемся решить проблему питьевой воды в населённых пунктах области. Сейчас проводится переоценка эксплуатационных запасов подземных вод на действующих водозаборах областного центра и крупных районных центров. Воронеж ежедневно потребляет 450–500 тыс. куб. м воды, и при этом её дефицит составляет около 150 тыс. куб. м, из-за чего в квартиры она подаётся по графику. Буквально на днях обнародована программа по обеспечению города питьевой водой, которая предусматривает не только увеличение мощности действующих водоподъёмных станций и очистных сооружений, но и строительство новых объектов, а также сооружение ещё одного водозабора, ремонт и прокладку канализационных сетей и водопроводов.
Надо быть реалистами: проводимые мероприятия одномоментно вряд ли позволят кардинально улучшить состояние вод и водных объектов. Однако утверждать, что Воронежская область переживает экологическую катастрофу и «самоистребление нарастает», – это уже грешить против истины. Если бы автор постарался вникнуть в действительное положение дел, он бы мог заметить усилия, которые прилагают администрации области, городских округов и муниципальных районов, а также общественные организации и объединения граждан для решения экологических проблем.
, руководитель управления по экологии и природопользованию Воронежской области