Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

…И весь Савёловский вокзал

01 января 2007

СТОЛЬНАЯ КНИГА

Александр Васькин (текст), Юлия Назаренко (фото). Архитектура и история московских вокзалов: Фотоальбом-путеводитель. – М.: Компания Спутник+, 2007. – 334 с.: ил.

Московские вокзалы, о которых рассказывается в книге, – тема интересная, но очень непростая, а ряд её сюжетов отличается особой запутанностью. Такова, например, история строительства Савёловского вокзала: концессия выдавалась то одной компании, то другой; возникали бюрократические сложности с оформлением документов на строительство по той причине, что здание воздвигалось за чертой города; случались перерывы в строительных работах и т. д. и т. п. К тому же точно не известен автор архитектурного проекта, есть лишь предположение, что это инженер А.С. Сумароков… Другой момент: некоторые вокзалы не раз меняли свои названия. Так, Белорусский «стал таковым после того, как побывал Смоленским, Брестским, Александровским, Белорусско-Балтийским». А нынешний Ленинградский вокзал был Петербургским, Николаевским, Октябрьским…
В нюансах такого рода предстояло разобраться автору текста Александру Васькину, чтобы толково рассказать об этом читателю. С чем он успешно справился. Кстати, перу этого автора принадлежит ряд работ по истории и архитектуре старой Москвы. О некоторых из них рассказывалось на страницах «Московского вестника». В новой книге А. Васькин вновь демонстрирует умение чётко и сжато сказать о главном, отсекая второстепенное, но отнюдь не пренебрегая яркими деталями, передающими колорит и атмосферу времени. Этому способствует простая структура изложения: каждому вокзалу посвящена глава, где речь идёт об истории его строительства, особенностях архитектуры, внешнего и внутреннего оформления, а также об авторе проекта (если он известен).
Не обходятся вниманием исторические и экономические аспекты темы. Например: «Москва к концу XIX в. сама стала крупнейшим промышленным центром, испытывая надобность в оперативной доставке материалов для своих предприятий. А мощность московских вокзалов уже не соответствовала нуждам экономики. Собственно, экономические причины и привели к тому, что на рубеже конца XIX – начала XX вв. в Москве появились современные вокзалы, заменившие собой прежние, ставшие архаичными, да и, по правде сказать, не представлявшие особой ценности в архитектурном отношении».
Упоминаются в книге и те, кто финансировал проектирование и строительство вокзалов – «железнодорожные короли»: фон Мекки, владелец кирпичных заводов Немчинов, один из богатейших людей России Савва Мамонтов и другие. Они обладали соответствующими связями в художественных кругах. И совершенно неудивительно, что вкус того или иного владельца железной дороги, в конечном счёте, и определял выбор архитектора и проекта вокзала. А среди авторов проектов такие яркие имена, как Константин Тон (Ленинградский вокзал), Фёдор Шехтель (Ярославский), Алексей Щусев (Казанский), Иван Рерберг (Киевский), Иван Струков (Белорусский), Станислав Бржозовский (Рижский)… Поэтому фотоальбом-путеводитель в каком-то смысле является мини-энциклопедией лучших произведений московского зодчества рубежа позапрошлого и прошлого столетий. Не обходя проблему эклектики, смешения стилей, А. Васькин в то же время замечает: «Иногда трудно сказать, какой именно стиль преобладает в том или ином воплощённом проекте. Но отдельные стилевые признаки усматриваются весьма точно при более детальном анализе архитектурного облика здания. Невозможность однозначно определить стиль постройки озадачивает и вместе с тем притягивает. Архитектурно-стилевое разнообразие зданий довольно широко. Так, неорусский стиль угадывается в Казанском, Рижском вокзалах, явные элементы модерна присутствуют в Ярославском, отчасти Белорусском. Неоклассицизм характерен для Киевского вокзала. Тем не менее, архитектура московских вокзалов отражает своё время…» Как отражают его и работы художников, скульпторов, принимавших участие в оформлении и декорировании фасадов и залов ожидания. Здесь мы встретим имена Е. Лансере, А. Бенуа, Б. Кустодиева, Н. Рериха, З. Серебряковой, К. Коровина…
Читатель найдёт также в книге немало другой полезной и занимательной информации. Привлечёт и иллюстративный ряд – редкие старинные фотографии и современные снимки Юлии Назаренко. 

Александр НЕВЕРОВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Неверов

Критик, журналист. Публиковался в журналах &laq... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS