(текст), (фото). Архитектура и история московских вокзалов: Фотоальбом-путеводитель. – М.: Компания Спутник+, 2007. – 334 с.: ил.
Московские вокзалы, о которых рассказывается в книге, – тема интересная, но очень непростая, а ряд её сюжетов отличается особой запутанностью. Такова, например, история строительства Савёловского вокзала: концессия выдавалась то одной компании, то другой; возникали бюрократические сложности с оформлением документов на строительство по той причине, что здание воздвигалось за чертой города; случались перерывы в строительных работах и т. д. и т. п. К тому же точно не известен автор архитектурного проекта, есть лишь предположение, что это инженер А.С. Сумароков… Другой момент: некоторые вокзалы не раз меняли свои названия. Так, Белорусский «стал таковым после того, как побывал Смоленским, Брестским, Александровским, Белорусско-Балтийским». А нынешний Ленинградский вокзал был Петербургским, Николаевским, Октябрьским…
В нюансах такого рода предстояло разобраться автору текста Александру Васькину, чтобы толково рассказать об этом читателю. С чем он успешно справился. Кстати, перу этого автора принадлежит ряд работ по истории и архитектуре старой Москвы. О некоторых из них рассказывалось на страницах «Московского вестника». В новой книге А. Васькин вновь демонстрирует умение чётко и сжато сказать о главном, отсекая второстепенное, но отнюдь не пренебрегая яркими деталями, передающими колорит и атмосферу времени. Этому способствует простая структура изложения: каждому вокзалу посвящена глава, где речь идёт об истории его строительства, особенностях архитектуры, внешнего и внутреннего оформления, а также об авторе проекта (если он известен).
Не обходятся вниманием исторические и экономические аспекты темы. Например: «Москва к концу XIX в. сама стала крупнейшим промышленным центром, испытывая надобность в оперативной доставке материалов для своих предприятий. А мощность московских вокзалов уже не соответствовала нуждам экономики. Собственно, экономические причины и привели к тому, что на рубеже конца XIX – начала XX вв. в Москве появились современные вокзалы, заменившие собой прежние, ставшие архаичными, да и, по правде сказать, не представлявшие особой ценности в архитектурном отношении».
Упоминаются в книге и те, кто финансировал проектирование и строительство вокзалов – «железнодорожные короли»: фон Мекки, владелец кирпичных заводов Немчинов, один из богатейших людей России Савва Мамонтов и другие. Они обладали соответствующими связями в художественных кругах. И совершенно неудивительно, что вкус того или иного владельца железной дороги, в конечном счёте, и определял выбор архитектора и проекта вокзала. А среди авторов проектов такие яркие имена, как Константин Тон (Ленинградский вокзал), Фёдор Шехтель (Ярославский), Алексей Щусев (Казанский), Иван Рерберг (Киевский), Иван Струков (Белорусский), Станислав Бржозовский (Рижский)… Поэтому фотоальбом-путеводитель в каком-то смысле является мини-энциклопедией лучших произведений московского зодчества рубежа позапрошлого и прошлого столетий. Не обходя проблему эклектики, смешения стилей, А. Васькин в то же время замечает: «Иногда трудно сказать, какой именно стиль преобладает в том или ином воплощённом проекте. Но отдельные стилевые признаки усматриваются весьма точно при более детальном анализе архитектурного облика здания. Невозможность однозначно определить стиль постройки озадачивает и вместе с тем притягивает. Архитектурно-стилевое разнообразие зданий довольно широко. Так, неорусский стиль угадывается в Казанском, Рижском вокзалах, явные элементы модерна присутствуют в Ярославском, отчасти Белорусском. Неоклассицизм характерен для Киевского вокзала. Тем не менее, архитектура московских вокзалов отражает своё время…» Как отражают его и работы художников, скульпторов, принимавших участие в оформлении и декорировании фасадов и залов ожидания. Здесь мы встретим имена Е. Лансере, А. Бенуа, Б. Кустодиева, Н. Рериха, З. Серебряковой, К. Коровина…
Читатель найдёт также в книге немало другой полезной и занимательной информации. Привлечёт и иллюстративный ряд – редкие старинные фотографии и современные снимки Юлии Назаренко.