Монархия и будущее России. – М.: Алгоритм, 2007. – 240 с
В последние годы явно повысился интерес к проблеме монархии как политического устройства государства и в Европе, и в России. Вокруг неё не угасают споры. Но без усвоения опыта великих предшественников трудно говорить о серьёзном осмыслении монархической темы.
В своей монографии философ Зернов исследует работы русского философа Ивана Ильина (1883–1954), именно на монархическую тему, которой Ильин посвятил большую часть своей жизни и деятельности. Увы, книга «О монархии и республике» осталась им недописанной.
Ильин ставил в центр своих исследований не формальные отличия монархии от республики, а различия между монархическим и республиканским правосознанием, о «качестве» человека, его духовных устремлениях.
Философ был убеждён, что лучшей политической формой будет та, которая полнее других отвечает особенностям правосознания того или иного народа. И не существует для России более целесообразной политической формы, чем конституционная монархия, но... После падения советской власти должен пройти значительный исторический период по восстановлению народного правосознания. В этот период должна править «национальная, патриотическая, отнюдь не тоталитарная, но авторитарная – воспитывающая и возрождающая – диктатура». «Новая конституция России должна совместить преимущества авторитарного строя с преимуществами демократии, устраняя опасности первого и недостатки второй».
Монархия по Ильину – наиболее утончённое и деликатное государственное устройство, к которому новая Россия после падения коммунистической власти будет не способна. России будет нужна новая парадигма развития, особый путь русской цивилизации, вмещающий в себя всё лучшее и из монархии, и из республики.
Автор книги особо выделяет главные мысли Ильина. Развенчание мифа о всесильности и универсальности демократической формы власти, который был навязан всему миру. Взгляд на будущую государственную форму России как симбиоз идей западничества и славянофильства. Построение в будущем в России монархического государства на религиозной основе, где главным будет не религия как таковая, связывающая и объединяющая народ верой и любовью... О реальности и сбыточности этих взглядов в нынешних условиях мы уже можем судить достаточно объективно.