Полвека работает в доме №6 по Мясницкой один из крупнейших книжных магазинов Москвы. С холдинг-директором Торгового дома «Библио-Глобус» Борисом Есенькиным, человеком, который сделал из «Книжного мира» просветительскую площадку, объединяющую людей самых разных интересов, профессий и национальностей, мы и встретились в юбилейные дни, чтобы поговорить о жизни этой «книжной планеты».
– Борис Семёнович, наверное, трудно было не только сохранить один из лучших книжных магазинов города, но и сделать слово «Библио-Глобус» авторитетным, всем известным брендом на книжном рынке России?
– Я могу сказать, что мы сегодня даже не просто на рынке России, а на мировом очень известны. Интернет позволил нам работать не только с Европой, но и с Африкой, Азией и самыми отдалёнными регионами планеты. А трудно было и в начале 90-х, когда я пришёл в «Книжный мир», как говорят, «на прорыв», тогда книжные магазины в стране вымирали, и в 1998-м – после «чёрного вторника»... Важно, что, пройдя через все эти трудности, сотрудники осознали, что нынешний магазин – результат работы не только руководителя, а всего коллектива. И с гордостью можно перефразировать классическую фразу о том, что «Библио-Глобус» вертится.
– Москвичам и гостям столицы сегодня может показаться несколько неуютно в огромном трёхэтажном магазине. Здесь всего так много...
– Магазин меняется в соответствии с требованием времени. И скоро станет культурно-информационным медиацентром. Уже сегодня у нас можно не только купить книгу, но и получить информацию о почти любом издании, вышедшем в самом далёком уголке мира, даже малотиражном, посидеть в кафе, познакомиться с представленной в магазине литературой. А на полках у нас ныне 140 000 наименований. Современному «человеку бегущему» просто необходимо порой остановиться и оглядеться, а мы создали все условия, чтобы он дал себе передышку именно в нашем магазине.
– Как вам удаётся сочетать просветительскую роль с интересами бизнеса?
– Мы – предприятие социальное. И, конечно, учитываем интересы малоимущих слоёв населения – школьников, студентов, пенсионеров. Вы, наверное, замечали в метро нашу рекламу о 12-процентной скидке. А самое сложное в нашем бизнесе – отсутствие книжного издательского маркетинга. Исследование рынка перед выходом книги почти не проводится, потому многие издания не находят своего читателя, так как он просто не знает, что данная книга существует. Поэтому мы часто проводим встречи писателей с читателями. Есть у нас и субботний детский клуб «Библиоша», где мы готовим своих будущих покупателей. Надеемся, что они будут чувствовать себя у нас всегда как дома. Заставить читать нельзя, а увлечь чтением можно. Даже взрослых современных людей.
К чему мы и стремимся.